Инвентарная стоимость в бухгалтерском учёте

2848

Капитальное строительство, проводимое предприятием, предполагает немало затрат. Все они должны быть отражены в бухгалтерской отчетности. В контексте строительства объектов и их введения в эксплуатацию становится актуальным понятие инвентарной стоимости (ИС). Расчёт её необходим для фиксирования показателей, важных для предприятия, в учетной документации. Играет роль ИС и при налогообложении.

Как определяется инвентарная стоимость законченных строительством объектов и других долгосрочных активов?

Что собой представляет инвентарная стоимость

В отчетности фиксируются все расходы, относящиеся к возводимому объекту. Совокупность затрат на возведение – это и есть инвентарная стоимость.

Инвентарная стоимость представляет собой первоначальную стоимость объектов, которые включаются в перечень базовых средств предприятия.

Рассчитывается она отдельно на каждую постройку. К примеру, предприятие затеяло строительство помещений под склады. В комплекс построек входят:

  • Обособленные объекты.
  • Пристройки.
  • Подсобные объекты (к примеру, насосные станции, системы теплоснабжения).

Вопрос: Как отразить в учете операцию по модернизации компьютера (замене отдельного устройства компьютера на устройство, имеющее лучшие потребительские характеристики), если он со всеми его приспособлениями (устройствами) учитывается как один инвентарный объект? Стоимость компьютера в бухгалтерском и налоговом учете полностью самортизирована.
Посмотреть ответ

Инвентарная стоимость определяется по отношению к каждому из перечисленных объектов. На строительный комплекс отводится определенная смета. В бухгалтерском учете фиксируется каждый из построенных и введенных в пользование объектов, относящихся к основной постройке, на которую выделена смета.

ИС может складываться из затрат по следующим направлениям:

  • Основные строительные работы.
  • Услуги реконструкции.
  • Приобретение материалов для обеспечения работ.

Инвентарная стоимость актуальна не только при строительстве зданий, но и при наличии оборудования, нуждающегося в монтаже.

Как определяется стоимость инвентарного объекта?

Особенности учета инвентарной стоимости

Инвентарная стоимость определяется на основании фактических затрат предприятия. Согласно пункту 2.1 Положения №1 160, в учете фиксируются как общие расходы на строительство комплекса, так и траты по каждому объекту.

Инвентарная стоимость – это, по сути, затраты по строительству. Она должна быть подтверждена первичной документацией: договором на возведение объекта на полный срок строительных работ, от их начала до ввода здания в эксплуатацию.

ВАЖНО! Базовым счетом, предназначающимся для строительных трат, будет счет 80 «Капитальные вложения». Бухгалтеру также рекомендуется открыть субсчет для уточнения проводимых операций – «Строительство объектов основных средств».

Списание инвентарной стоимости

Бухгалтерская отчетность предполагает 2 колонки: кредит и дебит. Списание расходов происходит со счета по кредиту 08 «Вложения во внеоборотные активы». Счет для вложений по дебету определяется в зависимости от типа предприятия:

  • 01 «Основные» средства», если это компания-заказчик.
  • 86 «Целевое финансирование», если это муниципальная структура или другая организация, проводящая строительные работы за бюджетный счет. В дальнейшем объекты, указанные в учете, будут направлены на баланс других компаний.

При необходимости уточнения деталей операции, бухгалтер открывает субсчет.

Дополнительные расходы, повышающие инвентарную стоимость

В рамках строительных работ вероятны затраты, которые не относятся напрямую к возведению. Однако без них создание постройки невозможно. В 2000 году был введен закон, по которому данные косвенные траты также включаются в состав инвентарной стоимости.

Затраты могут быть включены в составленную смету. Примером таких трат является:

  • Подготовка сотрудников, которые будут работать в возводимом здании. Без квалифицированных кадров эксплуатация объекта невозможна.
  • Изыскательные услуги.
  • Возведение объектов, которые будут переданы другим структурам.
  • Выплата компенсаций собственникам объектов, предназначающихся для сноса. К примеру, предприятие, для возведения здания, нуждается в земельном участке. Но на нем находятся иные постройки. Заключается договор об их сносе. Человеку, обладающему правами собственности на рассматриваемые объекты, выплачивается компенсация.

Некоторые дополнительные траты в смете не предусматриваются. Однако они также могут быть отражены в бухгалтерской отчетности:

  • Объекты незавершенного строительства.
  • Ценности, переданные другим лицам на безвозмездной основе.
  • Консервация строительных работ на неопределенный срок.
  • Совершение различных действий по отношению к объекту незавершенного строительства: снос, демонтажные работы, обеспечение сохранности.
  • Выплаты по штрафам и прочим санкциям.
  • Кредитные проценты, ставки которых выше установленных ставок рефинансирования.
  • Убытки по материальному ущербу, вызванному стихийными бедствиями, ЧП, не зависящими от предприятия.

Все перечисленные траты фиксируются в учете в общем порядке. Некоторые из расходов могут быть отнесены к снижению прибыли.

Инвентарная стоимость оборудования, нуждающегося в монтаже

Инвентарная стоимость оборудования, которое нуждается в осуществлении монтажных работ, отличается следующим составом:

  • фактические траты на покупку оборудования;
  • расходы по строительным работам;
  • оплата монтажных услуг;
  • иные капитальные затраты.

То есть, инвентарная стоимость будет отличаться от той цены, по которой оборудование приобретено. Это объективная оценка затрат предприятия на объект. ИС определяется по отношению к каждой единице техники.

У предприятия может возникнуть необходимость в дополнительных тратах, связанных с приобретением оборудования. К примеру, это расходы на транспортировку, доставку. Распределение производится на основании общей стоимости техники. При осуществлении распределения проводятся следующие действия:

  • Определение размера вспомогательных трат по отношению к базовой стоимости техники. Результат должен быть выражен в процентах.
  • Процент вспомогательных трат распределяется на стоимость каждой технической единицы.

ВАЖНО! В результате данных расчетов происходит списание средств с колонки КТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» с поступлением на ДТ 01 «Основные средства». При этом указывается сумма трат, относящаяся к каждому предмету.

ИС оборудования, не нуждающегося в монтаже

Инвентарная стоимость техники, для которой не требуется заказывать монтажные работы, определяется на основании следующих составляющих:

  • фактические затраты на покупку;
  • траты на транспортировку техники до предприятия;
  • другие расходы, имеющие отношение к покупке.

К данному типу техники может быть отнесено оборудование, при приобретении которого не предполагается дополнительная сборка или установка. Соответственно, и все сопутствующие траты будут меньшими, так как компании не нужно вкладываться в дополнительные услуги и тратить трудовые ресурсы. ИС покупки будет указана на субсчете 08-4 «Покупка отдельных видов основных средств».

Расчет инвентарной стоимости требуется для налогообложения, а также бухгалтерского учета. Отражение стоимости на учете поможет сориентироваться, какие именно операции были проведены в рамках строительства, приобретения или реконструкции объектов. После того как стоимость определена, объекты строительства могут быть включены в состав базовых средств предприятия. То есть, с этого момента они считаются активами компании.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ