Учёт издержек обращения и их роль в бухгалтерии

426

Деятельность любого предприятия сопровождается издержками. Возникают они как из-за естественных причин, так и вследствие нарушений дисциплины труда. Издержки подразделяются на несколько категорий. Классификация имеет значение при внесении изменений в бухгалтерскую документацию. Издержки обращения – одна из форм подобных затрат.

Что собой представляют издержки обращения?

Продукция не сразу попадает на прилавки магазинов. До этого она проходит длительный путь, включающий следующие этапы:

  1. поставка комплектующих производителю;
  2. изготовление продукта;
  3. его транспортировка;
  4. реализация.

Данная цепочка зависит от деятельности предприятия. Издержки обращения (ИО) – это те траты, которые возникают при прохождении товара через рассматриваемую цепочку, при его доведении до потребителя. ИО выражаются через денежные средства. Включаются в состав текущих затрат компании. То есть, издержки обращения вызываются различными производственными факторами.

ПРИМЕР 1. Деятельность торговой фирмы включает в себя обслуживание обращения товаров. Поэтому издержки компании также относятся к расходам обращения.

Затраты – это широкое понятие, а издержки – узкое. Затраты могут включать в себя оплату комплектующих, покупку оборудования.

Издержки обращения представляют собой только те расходы, которые связаны с рыночным оборотом продукции.

Состав издержек обращения

Издержки обращения могут включать в себя следующие показатели:

  • Затраты на обслуживание оборудования, на котором изготавливается товар.
  • Затраты на содержание производственных пространств.
  • Оплата транспортировочных услуг.
  • Выплата заработной платы.
  • Выплата процентов по взятым кредитам.

В состав издержек входят только те расходы, которые прямо или косвенно связаны с обращением. Если проценты возникли по задолженности, взятой на иные нужды, они не могут быть отнесены к ИО.

Разновидности

Издержки обращения подразделяются на два вида:

  • Дополнительные. Повышают стоимость реализуемой продукции вследствие того, что производитель тратит средства на перевозку, аренду и обслуживание складов, упаковочные услуги.
  • Чистые. Не оказывают прямого влияния на ценообразование. Относятся непосредственно к процессу производства. Данные издержки обращения направляются на повышение качества товаров и услуг.

Также можно выделить следующие категории ИО:

  • Добавочные издержки. Возникают вследствие промежуточной фазы между производством и реализацией продукта. Расходы могут появиться вследствие хранения товара, его транспортировки, фасовки, упаковки, исправления браков.
  • ИО производителя. Это расходы, которые берет на себя производитель товара. Они могут включать в себя траты на рекламу, анализ рыночной сферы, содержание отделов сбыта.
  • Потребительские издержки. Это расходы потребителя. Они могут появляться вследствие уплаты таможенных сборов, транспортировки продукции.

Существует еще множество классификаций по различным признакам.

От чего зависит уровень издержек обращения?

Уменьшение или увеличение издержек обращения может определяться следующими факторами:

  • Объем оборота товаров. ИО находится в прямой зависимости от объема товарооборота. Чем большим будет объем оборота, тем большими будут и ИО. Связано это с тем, что повышение объема потребует дополнительных ресурсов.
  • Вид выпускаемой продукции. От вида товара зависят издержки по его хранению, транспортировке. Наибольшие расходы связаны с реализацией продовольственной продукции.
  • Производительность труда. Здесь наблюдается обратная зависимость. Увеличение трудовой производительности позволяет сократить уровень издержек.
  • Оптимизация транспортировки. Улучшение системы перевозок, сокращение нерациональных решений по доставке, обращение к другим контрагентам для получения транспортных услуг – все это обеспечивает сокращение издержек.

Изменение всех перечисленных факторов приводит к изменению размера издержек. Всесторонняя оптимизация процессов производства обеспечивает сокращение расходов предприятия, увеличивает выручку от производства и реализации.

Для чего требуется определять показатели ИО?

У предприятия есть определенный торговый план. Менеджер должен знать объем расходов, которые требуются для реализации этого плана. Издержки обращения помогают определить, сколько затрат потребуется для нормальных показателей прибыли.

ВАЖНО! Учет издержек позволяет подсчитать чистую прибыль, спланировать деятельность предприятия. Это знание о приблизительных расходах при реализации продукта.

Издержки обращения в бухгалтерском учете

ИО фиксируются на дебете счета 44 «Расходы на продажи». Бухгалтер должен также создать субсчет «Издержки обращения». Данный субсчет может находиться в корреспонденции с другими счетами. Точное отображение проводки будет зависеть от проведенной торговой операции. Субсчет счета 44 может быть поставлен в одну колонку со следующими счетами:

  • КТ 02 «Амортизация базовых средств».
  • КТ 05 «Амортизация нематериальных объектов».
  • КТ 10 «Материалы».
  • КТ 60 «Проведение расчетов с поставщиками» и прочее.

Проводки по кредиту обозначают производственные расходы. К примеру, в кредите 10 обозначается расход средств по оплате материалов. Перечень расходов является весьма значительным, и все они указываются в бухгалтерской отчетности под определенными номерами.

Что делать с полученными значениями?

Цель менеджера – не полное сокращение издержек, а их оптимизация. Сокращение расходов даже на 10% может быть нецелесообразным, так как данная операция сопровождается большими затратами. Не всякое снижение трат можно считать рациональным. Сокращение показателей может привести к снижению качества обращения.

ПРИМЕР 2. Менеджер решил снизить издержки обращения. Для этого он сокращает расходы на упаковку и рекламу продукции. В результате уровень спроса на товар снижается. Продукт, из-за отсутствия упаковки, становится менее привлекательным для клиентов, портится. В итоге вся экономия оборачивается для предприятия еще большими затратами.

ПРИМЕР 3. Менеджер сокращает издержки обращения в компании, занимающейся предоставлением юридических услуг. В частности, сотрудники больше не смогут проходить профессиональное обучение. В итоге их квалификация снижается, а потому услуги фирмы становятся все менее популярными.

Издержки обращения входят в основные расходы предприятия. Они связаны с производством, транспортировкой и реализацией продукта. В состав ИО входит оплата транспортировочных услуг, затраты на аренду торговых помещений, складов. Они должны быть отражены в бухгалтерском учете. Фиксируются при помощи специальных проводок. Полученные значения по издержкам обращения позволяют оптимизировать расходы.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии читателей:

  • Горячие материалы
  • Ещё
0,075 | 30 | 7.25