Практически каждому бухгалтеру приходилось сталкиваться с операциями, оформленными ненадлежащим образом. Каждое действие от лица компании должно подтверждаться документами. Если этих документов нет, бухучет и налогообложение будут особыми.
Что такое неотфактурованные поставки?
Что собой представляют неотфактурованные поставки?
Неотфактурованные поставки – это партия продукции, которая поступила в компанию без расчетной документации, предоставляемой поставщику. Почему в названии поставок фигурирует счет-фактура? Ранее на его основании осуществлялись все безналичные расчеты. Рассматриваемый порядок операций больше не актуален, однако прежнее наименование осталось.
Как отражать в бухгалтерском учете неотфактурованные поставки?
Отсутствовать могут следующие документы:
- Счет на оплату.
- Счет-фактура.
- Накладные (товарно-транспортная и товарная).
- Спецификации.
Важно! Если одной из этих бумаг нет, поставка будет считаться неотфактурованной. Ситуация с отсутствием документов встречается довольно часто. Бумаги могут быть предоставлены позже факта поставки.
Признаки неотфактурованной поставки
Неотфактурованная поставка должна обязательно характеризоваться следующими требованиями:
- Наличием договора с контрагентом, на основании которого выполнялась отгрузка продукции. Если товар поступил в компанию по ошибке, договор отсутствует, поставка не будет считаться неотфактурованной. Заносить ее на баланс не требуется.
- Поступлением товара в компанию без первичной документации.
Вопрос: Как отразить в учете поступление материалов без расчетных документов поставщика (неотфактурованную поставку)?
На склад организации от поставщика поступили материалы без расчетных документов. В сопроводительных документах указаны только количество материалов и номер договора поставки. Согласно договору поставки стоимость данных материалов составляет 300 000 руб. (в том числе НДС 50 000 руб.).
Расчетные документы на данные материалы поступили от поставщика в следующем квартале. Стоимость материалов, указанная в расчетных документах, совпадает с договорной стоимостью. Отпуск материалов в производство и оплата поставщику произведены после поступления расчетных документов. Организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.
Посмотреть ответ
Неотфактурованными могут считаться следующие объекты:
- Материалы.
- Продукция.
- Оборудование.
Услуги также могут быть неотфактурованными, если они не сопровождаются документацией.
Вопрос: Как отразить в учете неотфактурованные поставки, если организация применяет ФСБУ 5/2019 «Запасы»?
На склад организации по транспортной накладной поступили материалы без указания цены за единицу товара. В транспортной накладной было указано только количество материалов. Согласно договору поставки стоимость материалов составляет 300 000 руб. (в том числе НДС 50 000 руб.).
Товарная накладная и счет-фактура поступили от поставщика в следующем квартале. Указанная в них стоимость материалов совпадает с их договорной стоимостью. Отпуск материалов в производство и оплата поставщику произведены после поступления указанных документов.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.
Посмотреть ответ
Что делать бухгалтеру?
Что делать бухгалтеру в том случае, если в компанию пришла неотфактурованная поставка? Алгоритм действий будет следующим:
- Выяснение наименования контрагента.
- Документальное оформление.
- Отражение операции в бухучете.
- Коррекция бухгалтерских проводок после того, как поступили все нужные документы.
ВНИМАНИЕ! Все эти операции являются обязательными.
Документальное оформление
Алгоритм действий бухгалтера зависит от некоторых условий:
- Если предметы поставки не будут реализовываться в дальнейшем, следует заполнить Акт о приемке материалов №М-7. Форма унифицирована.
- Если составляющие поставки будут реализованы в будущем, нужно заполнить форму №ТОРГ-4.
В будущем могут возникнуть спорные моменты, связанные с неотфактурованными поставками. Для того чтобы этого избежать, рекомендуется принимать поставку комиссией. В ее состав могут входить доверенные лица поставщика, покупателя, а также третьи лица. Оформляется два акта. Первый является основанием для занесения сопутствующей информации в бухучет. Второй акт требуется направить поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении. Также должна быть опись вложений, для того чтобы доказать, что в письме был именно акт.
Бухучет неотфактурованных поставок
Кладовщик или бухгалтер должен предоставить выписку акта о принятии объектов. В этот же момент определяется стоимость поставки, которая будет оказана. Стоимость продукции может определяться следующим способом:
- На основании информации, прописанной в договоре, спецификации и прочих документах, которые имеются.
- Стоимость, названная контрагентом в процессе беседы.
- Стоимость, утвержденная в учетной политике фирмы.
- На основании рыночных цен.
Для фиксации поставок имеет смысл открыть вспомогательный субсчет 4 с соответствующим названием. Открывается он к счету «Расчеты с поставщиками».
Бухгалтерские проводки
При поступлении неотфактурованных поставок прописываются следующие проводки:
- ДТ10 (41) КТ60. Учет поставки, на которой нет документов.
- ДТ10 (41) КТ60. Сторнирование стоимости поставки по неотфактурованным поставкам.
- ДТ10 (41) КТ60. Учет стоимости составляющих поставки при поступлении нужных документов.
- ДТ19 КТ60. Учет НДС по поставкам (вносится до поступления документов).
- ДТ19 КТ60. Сторнирование НДС (актуально в том случае, если стоимость товаров изменилась при поступлении документов).
- ДТ19 КТ60. Учет НДС на основании счета-фактуры.
Сведения вносятся в бухучет сразу после того, как поставка пришла в компанию. Как правило, информация будет корректироваться в дальнейшем.
Пример
Компания «Луна» заключила соглашение с контрагентом на покупку муки. Мука была получена в июне без сопроводительной документации. В июне мука была использована для изготовления хлеба. Оприходование производилось по рыночным расценкам. Общая стоимость продукта составила 110 тысяч рублей. НДС равен 10 тысяч рублей. В июне хлеб был распродан. Поставка учитывается на счете 10. При этом счета 15 и 16 не будут задействованы. Списание выполняется по себестоимости товара за штуку. В июле компания получила расчетные бумаги. На их основании стоимость равна 121 тысяч рублей. НДС при этом составил 11 тысяч рублей. В июне компания «Луна» отражает эти проводки:
- ДТ10 КТ60. Сумма: 100 тысяч рублей. Учет продукта по рыночным расценкам.
- ДТ19 КТ60. Сумма: 10 000 рублей. Учет НДС по поставке без документов.
- ДТ20 КТ10. Сумма: 100 тысяч рублей. Отпуск продукта в производство.
- ДТ43 КТ20. Сумма: 100 000 рублей. Учет себестоимости хлеба.
- ДТ62 КТ90-1. Сумма: 143 тысячи рублей. Фиксация выручки от продажи хлеба.
- ДТ90-2 КТ43. Сумма: 100 000 рублей. Списание реальной себестоимости.
- ДТ90-3 КТ68. Сумма: 13 тысяч рублей. Начисление НДС от выручки.
- ДТ51 КТ62. Сумма: 143 000 рублей. Поступление средств за продукцию.
В июле нужно зафиксировать следующие проводки:
- ДТ10 КТ60. Сумма: 100 тысяч рублей. Сторнирование стоимости продукции, которая поступила в компанию.
- ДТ19 КТ60. Сторнирование суммы НДС.
- ДТ20 КТ10. Сумма: 100 тысячи рублей. Сторнирование стоимости продукции, которая была направлена в изготовление хлеба.
- ДТ43 КТ20. Сумма: 100 тысячи рублей. Сторнирование себестоимости хлеба по рыночным расценкам.
- ДТ90-2 КТ43. Сумма: 100 000 рублей. Сторнирование списания реальной себестоимости муки.
- ДТ10 КТ60. Стоимость: 110 000 рублей. Учет стоимости муки на основании документации.
- ДТ19 КТ60. Стоимость: 11 000 рублей. Учет НДС, указанный поставщиком.
- ДТ68 субсчет «Расчеты по НДС» КТ19. Сумма: 11 тысяч рублей. Принятие к вычету НДС.
- ДТ20 КТ10. Сумма: 110 000 рублей. Учет реальной себестоимости продукции в тратах на изготовление хлеба.
- ДТ43 КТ20. Стоимость: 110 000 рублей. Учет себестоимости хлеба по тем расценкам, которые указаны в поступивших бумагах.
При поступлении бумаг с точной информацией нужно обязательно откорректировать ранее вписанные значения.
Налоговый учет неотфактурованных поставок
Поставки, на которые отсутствуют документы, при расчете налога на прибыль использоваться не могут. Связано это с тем, что при расчете налогов можно использовать только те источники, которые подтверждены документально. Данное правило установлено пунктом 1 статьи 252 НК РФ. Акты, которые составляются сотрудниками компании, подтверждающими документами не являются. То есть налоговый учет поставок может проводиться только после того, как поступили документы.