Как проводится бухучет незавершенного производства

8859

Незавершенное производство (НП) предполагает продукцию, выпускаемую предприятием, не прошедшую всех этапов обработки в нынешнем отчетном периоде, однако уже включенную в производство. Это частично готовые изделия. Правильный их учет служит нескольким целям: расчету оптимальной себестоимости продукции, контролю над объемами изготовления и расходами на выплаты трудящимся.

Как учитывать незавершенное производство и готовую продукцию по правилам ФСБУ 5/2019?

Что включает в себя незавершённое производство?

НП включает в себя остатки, зафиксированные на конец отчетного времени. Под частично готовыми изделиями, относящимися к незавершённому производству, понимаются:

  • Готовый продукт, который пока не подготовлен к непосредственной продаже: на нем нет упаковки, не проведены тесты на качество.
  • Сырье и заготовки, которые были пущены в производство или находятся на складах.
  • Начатые работы, которые пока не были окончены (к примеру, стройка, монтаж конструкций).

ВАЖНО! К НП не относится бракованный товар, заготовки и полуфабрикаты без минимальной обработки.

Как определить сумму остатков незавершенного производства при расчете налога на прибыль?

Оценка незавершённого производства

Оценка продуктов незавершенного производства выполняется следующими путями:

  • По реальной себестоимости. Метод обычно используется для готового продукта. Мало подходит для массовых производств.
  • По плановой стоимости. Метод подходит для массового производства.
  • По размеру прямых расходов. Прямые расходы могут переноситься на стоимость заготовок или сырья.
  • По себестоимости сырья, используемого при производстве. Метод актуален при сокращенном технологическом цикле.

Как учесть незавершенное производство, готовую продукцию в расходах по налогу на прибыль?

Выбор конкретного метода зависит от особенностей данного производства.

ВАЖНО! Выбранный метод оценки должен быть отражен в учетной политике предприятия. Необходимо это для ведения бухучета.

Учет незавершённого производства

По завершению отчетного времени в каждом из цехов предприятия создается оборотная ведомость, фиксирующая движение сырья на всем протяжении НП. Учет выполняется на основе данных оперативного учета, а также инвентаризации. Последняя проводится организованной комиссией, в которую входят представители как отдела бухгалтерии, так и цехов. Ответственность участников комиссии – составление описи, в которой указываются объекты незавершенного производства и степень их готовности. По итогам инвентаризации оформляется ведомость, в которой указываются все итоги процедуры.

Как провести инвентаризацию незавершенного производства?

Выделяют следующие формы учета незавершённого производства:

  • Подетально-оперативный. Используется при массовом производстве. В ходе его применяются маршрутные листы, нужные для учета движения сырья.
  • Оперативный. Для его выполнения нужно находиться непосредственно в месте нахождения сырья.
  • Подетальный. Также актуален для массового производства. В рамках его применяются комплектовочные ведомости, накладные.

Выбор конкретного метода зависит от нюансов работы специалистов, проводящих учет.

Также различают следующие методы учета:

  • Нормативный. По каждому наименованию составляется расчет плановой себестоимости. При этом нужно учитывать нормы трат.
  • Попередельный. Объект рассмотрения – передел, на котором происходит один из этапов производства товара. Следующий этап проводится на следующем переделе или продукция реализуется.
  • Позаказный. Объект рассмотрения – заказ предприятию, предполагающий изготовление определенного объема товара. Траты войдут в себестоимость заказа.
  • Попроцессный. Объект рассмотрения – отдельный процесс при изготовлении. Себестоимость определяется методом деления ежемесячных трат на количество готовых объектов.

На одном предприятии может применяться несколько методов учета.

Используемые проводки

НП разрешается списывать на убытки компании. К примеру, при отмене заказа на производства товара актуальной будет проводка Д91-2 «Прочие затраты» К20. Списывается «зависший» НП, который появляется при отклонениях от норм производства. К примеру, это может происходить при следующих обстоятельствах:

  • Партия продукции оказалась бракованной.
  • Требуется ликвидировать все производства.
  • В ускоренном порядке закрывается проект, оказавшийся неперспективным.
  • Было принято решение об окончании совместного проекта.

Все используемые проводки должны подтверждаться сведениями из бухгалтерской справки. Рассмотрим основные применяемые проводки:

  • ДТ91 КТ20 (23, 25). Завершение производства изделия, которое оказалось неперспективным.
  • ДТ20 КТ10 (70-71, 69). Устранение брака на партии.
  • ДТ40 (43) КТ20. Пригодные виды изделий.
  • ДТ28 КТ20. Бракованные образцы.
  • ДТ80 КТ20 (23, 26, 29). Используется при прекращении совместной работы.

При ликвидации предприятия объекты незавершенного производства могут учитываться следующим образом:

  • ДТ62 КТ91. На реализацию изделий.
  • ДТ91 КТ20. На списание.

Объекты НП не включены в оборот по счетам. Они относятся к собственности предприятия, фиксируемой в Активе бухбаланса по строчке «Запасы».

Распространенные ошибки при учете незавершённого производства

Бухгалтеры часто делают следующие ошибки при учете НП:

  • Фиксирование объектов НП на пассиве баланса. Это неправильно, так как НП относится к собственности компании. Изделия должны отражаться в активах. Остатки же фиксируются в порядке, данном учетной политикой.
  • Введение учета по фактической стоимости на серийном производстве большего количества продукции. Рассматриваемый метод не подходит для больших производств, так как все траты получится узнать только в конце месяца, тогда как учет НП проводится раньше.

Перед ведением бухучета желательно ознакомиться с учетной политикой компании.

Налоговый учет незавершённого производства

Понятие незавершенного производства и нюансы работы с ним изложены в статье 319 НК РФ. Оценка остатков НП выполняется по окончании отчетного периода (как правило, это месяц). Процедура проводится на основании учетной документации о движении ресурсов и их остатков. Также во внимание принимается информация о сумме прямых трат, зафиксированная в налоговом учете. Порядок распределения трат на НП может быть задан самим предприятием. Его требуется зафиксировать в учетной политике. Установленный порядок используется не меньше 2 налоговых периодов.

Иногда нельзя отнести прямые траты к процессу производства. В этом случае в учетной политике нужно зафиксировать порядок распределения расходов с учетом экономически разумных значений. Остатки НП на конец отчетного периода входят в состав прямых трат следующего периода. Подробный порядок переноса НП на следующий налоговый период изложен в статье 319 НК РФ.

ВНИМАНИЕ! Плательщик налогов имеет право самолично определять структуру прямых трат. Данное разрешение установлено статьей 318 НК РФ. Используется это положение обычно для того, чтобы создать аналогичный состав расходов для налогового учета и бухучета. То есть при расчете стоимости НП для целей налогообложения можно использовать ту же методику, которая применяется для бухучета. Однако позволено это исключительно в том случае, если применяемый метод отражен в учетной политике предприятия. Несмотря на относительную свободу, налогоплательщик должен придерживаться некоторых правил. В частности, распределение трат проводится с учетом адекватности расходов произведенному товару. Методики определения данного соответствия законом не установлены, а потому их можно определять самостоятельно.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ