Как вести бухгалтерский учет сувенирной продукции

418

Сувениры играют важную роль в деятельности ряда компаний. Они могут реализовываться в целях извлечения прибыли, передаваться безвозмездно для популяризации услуг организации. Любые операции с сувенирной продукцией нужно учитывать.

Что относится к сувенирам

Под сувенирной продукцией обычно понимаются предметы, обладающие определенной рекламной символикой. К примеру, это ручки, кружки, календари с логотипом компании. Точное определение сувениров дано в пункте 1 статьи 3 ФЗ №38 «О рекламе» от 13 марта 2006 года.

Основной признак, по которому сувениры относятся к рекламной продукции, – предназначение. В частности, это передача неопределенному перечню лиц. Поэтому траты на сувениры, раздаваемые на встречах с заказчиком, не являются рекламными. Связано это с тем, что в данном случае фигурирует определенный перечень лиц.

Если на продукции есть символика компании (логотип, наименование) и она передается с целью привлечения внимания к услугам фирмы, расходы считаются рекламными.

Приобретение и изготовление сувениров

При оформлении соглашений на покупку и производство сувениров нужно руководствоваться ФЗ №94 «О размещении заказов на поставку продукции» от 21 июля 2005 года. В статье 10 ФЗ №94 прописаны варианты размещения заказов:

  • Торги в форме конкурса или аукциона.
  • Без организации торгов.

Отражение операций с сувенирной продукцией зависит от того, как именно она будет использоваться.

Базовые требования и документальное сопровождение

Расходы могут признаваться в учете только при наличии этих условий:

  • Наличие первичных документов, подтверждающих траты.
  • Расходы отвечают производственным и управленческим нуждам фирмы.

До 1 января 2012 года фирма должна была использовать унифицированные формы первички. Однако сейчас компании могут самостоятельно разрабатывать формы. Разрабатываются они с учетом норм, прописанных в пункте 1 статьи 9 ФЗ №402 «О бухучете» от 6 декабря 2011 года. В частности, первичные документы обязательно должны содержать эти реквизиты:

  • Название документов.
  • Дату оформления.
  • Содержание операции.
  • Количество продукции и ее стоимость.
  • Должность лица, ответственного за сделку.

Документ не будет действительным без подписи должностного лица.

Бухучет сувениров

В бухучете траты на рекламу относятся к расходам по обычным направлениям деятельности. Первая проводка отражает поступление продукции. Она выполняется на базе товарной накладной. Запись в бухучете выглядит таким образом: ДТ10 КТ60. Поступление сувениров.

После внесения этой записи нужно создать приходный орден. Форма его может быть разработана фирмой самостоятельно на основании ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года. Однако допускается использование унифицированной формы М-4. Рассматриваемый первичный документ считается основанием для принятия к учету материальных объектов. Число сувенирной продукции, зафиксированное в приходном ордене, должно соответствовать данным, содержащимся в товарной накладной. В приходном ордере должна стоять подпись материально ответственного лица.

В дальнейшем выполняются эти проводки:

  • ДТ19 КТ60. Списание НДС. Осуществляется на основании счета-фактуры (основание – статья 169 НК РФ).
  • ДТ44 КТ10. Списание сувениров, которые были розданы.

Списание обычно выполняется в завершение отчетного периода. Для проведения этой операции нужно составить требование-накладную. Бумага отражает выдачу и выбытие сувениров. На этом документе ставятся подписи отпускающих и принимающих продукцию лиц.

К СВЕДЕНИЮ! Часто сувенирная продукция с рекламной символикой раздается в ходе различных мероприятий. Ее отпуск в данном случае нужно отслеживать. Для этого требуется подготовить все требуемые документы. В первую очередь, это приказ руководителя о проведении мероприятия. В нем указываются ответственные за раздачу сувениров лица. После завершения мероприятия составляется отчет. В нем фиксируется количество сувениров, которые были розданы.

Налоговый учет сувениров

Расходы на сувенирную продукцию относятся к рекламным. Последние, в свою очередь, снижают налогооблагаемую прибыль. Они будут относиться к прочим расходам на производство и реализацию на основании пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Траты на покупку и производство сувениров относятся к нормируемым. Они принимаются к налоговому учету в размере не более 1% от выручки компании. Основание тому – пункт 4 статьи 264 НК РФ.

Траты на сувенирку предполагают начисление НДС. Обложение НДС сувенирной продукции выполняется в стандартном порядке на основании статьи 146 НК РФ. Порядок актуален и при раздаче продукции в рекламных целях. Основанием тому является письмо Минфина №03-07-07/36 от 10 июня 2010 года. Однако есть исключение – сувенирка стоимостью менее 100 рублей. Такие суммы НДС облагаться не будут на основании пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Передача сувениров на официальных переговорах

В пункте 1 статьи 264 НК РФ указано, что траты на рекламу (в том числе, участие в выставках) причисляются к прочим расходам на производство и реализацию. Они снижают налогооблагаемую прибыль.

Ранее уже упоминалось, что рекламными расходы будут признаны только в том случае, если сувениры распространяются среди неопределенного круга лиц. Передача сувенирки на официальных переговорах предполагает определенное количество лиц. Поэтому сопутствующие расходы не будут рекламными. Более правомерным будет их признание в составе представительских трат.

Однако в письме Минфина №03-03-04/4/136 от 16 августа 2006 года указано, что траты на сувенирку не могут быть включены в состав представительских расходов. Связано это с тем, что эти траты не поименованы в пункте 2 статьи 264 НК РФ.

То есть расходы на раздачу сувенирной продукции не относятся ни к рекламным, ни к представительским тратам. Значит, они не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Документы, подтверждающие передачу сувениров

Передача сувениров осуществляется на основании документов. Каждый метод передачи предполагает оформление отдельного перечня бумаг:

  • Официальные представительские мероприятия. Нужно выпустить приказ руководителя о расходах на определенные цели, оформить смету представительских трат, отчет по представительским тратам. В последнем нужно зафиксировать цель проведения мероприятия, итоги его проведения, расходы на сувенирную продукцию.
  • Подарки к праздникам. Сувениры могут использоваться в качестве подарков к праздникам. В этом случае выпускается приказ руководителя. В нем указываются лица, ответственные за раздачу подарков. Также оформляются эти документы: требование-накладная, отчет ответственного лица.

К СВЕДЕНИЮ! Если сувениры передаются определенному кругу лиц, в отчете о проведении нужно дать информацию об этих лицах. Если же ценности передаются неограниченному кругу лиц, достаточно прописать стоимость сувенирки и количество переданной продукции.

ВАЖНО! Если стоимость сувениров, которые предоставляются в дар, составляет более 4 000 рублей, сопутствующие первичные документы должны содержать всю информацию, нужную для заполнения 2-НДФЛ.

Примеры бухгалтерских проводок

Рассмотрим бухгалтерские записи на примере. Фирма заказала партию ручек с соответствующей символикой. Продукция нужна для распространения на презентации новой продукции. В этом случае проводки будут следующими:

  • ДТ10 КТ60. Покупка сувениров.
  • ДТ19 КТ60. НДС со стоимости продукции.
  • ДТ44 КТ10. Раздача сувениров на презентации.
  • ДТ68 КТ19. Принятие к вычету НДС со стоимости сувенирки в рамках норматива.
  • ДТ91/2 КТ19. Списание НДС с затрат сверх нормы.
  • ДТ99 КТ68. Начисление постоянного налогового обязательства НДС с расходов свыше нормативов.

Норматив составляет 1% с общей прибыли организации.

ДЗЕН! А на нашем Дзен-канале ещё больше интересного! Обязательно перейди и подпишись.
Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии

Ассистентус — это сайт для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков
0,074 | 31 | 8.16