Оформление акта о браке товара производится в тех случаях, когда от поставщика пришла негодная к использованию продукция. Это случается не так уж и редко, поэтому применение данного документа имеет довольно широкое распространение.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта о браке товара .docСкачать образец заполнения акта о браке товара .doc
Когда составляется акт о браке товара
Акт составляют после приемки товара. Это может произойти непосредственно в день передачи товарно-материальных ценностей от поставщика к потребителю или в процессе последующего использования, то есть по факту обнаружения бракованности изделия.
Отметим, что необходимость тщательной проверки товара при его поступлении на склад предприятия не подвергается сомнению. Причем осуществлять ее нужно в присутствии представителя поставщика товара, а также сотрудника транспортной компании, если она была задействована в доставке.
Это нужно делать на тот случай, чтобы урегулировать разногласия между поставщиком и транспортной компанией, которые могут возникнуть при обнаружении брака в доставленных изделиях.
Зачем нужен этот акт
На основе данного акта получатель товара может выставить письменную претензию к производителю, а также взыскать средства с виновника брака. Кроме того, документ позволяет реализовать две бухгалтерские операции:
- продавцу принять бракованный товар обратно и списать его;
- покупателю – принять доставленный товар к учету в меньшем объеме.
Если брак выявлен в процессе эксплуатации товара, то на основе этого документа он также может быть списан с учета предприятия-потребителя.
После составления и утверждения акт о браке товара нужно хранить согласно п. 1 ст. 29 ФЗ № 402 в течение 5 лет. При этом стоит обеспечить необходимые условия всей хранящейся первичной документации.
Утверждение комиссией
Для того, чтобы оформить акт по всем правилам, на предприятии должна быть создана специальная комиссия в составе не менее двух человек, цель которой – удостоверить факт наличия дефекта в товаре.
Для ее назначения руководитель организации выпускает отдельный приказ. В состав комиссии должны входить сотрудники различных подразделений, обладающие достаточным уровнем знаний и квалификации, чтобы подтвердить брак в товаре, а также материально-ответственное лицо.
При необходимости к участию в оценке товара и фиксации брака может быть приглашен сторонний эксперт. В этом случае у организации должна быть соответствующая лицензия и полномочия. К тому же придется заключить дополнительный договор и оплатить услуги других специалистов. При этом желательно выделить в комиссии председателя и рядовых членов.
Правила составления акта о браке товара
Обязательного к применению стандартного унифицированного образца акта о браке товара не существует. Однако специалисты разработали рекомендованный шаблон, которым можно воспользоваться. Организации и предприятия могут выбрать один из двух путей:
- каждый раз составлять акт в свободной форме, что не совсем удобно при большом количестве поступающего товара;
- разработать собственный шаблон документа, но в этом случае он должен быть утвержден в учетной политике фирмы.
Вне зависимости от того, какой способ будет выбран, акт обязательно должен включать следующие сведения:
- информацию о предприятии;
- данные о составе комиссии, участвующей в фиксации брака;
- сведения о самом товаре, например, количество, стоимость.
Данные о бракованном товаре рекомендуется оформить в виде таблицы с дату составления и т.д.
Если партий товара поступило несколько и каждая имела бракованные изделия, то акт надо составлять на каждую партию товара и каждого поставщика отдельно. При этом продукцию надлежащего качества в документе перечислять не нужно, достаточно в конце акта сделать приписку «по остальным товарам претензий нет».
Заполнять документ надо очень внимательно, так как внесение в него ошибочных или заведомо недостоверных сведений может обернуться неприятными последствиями в виде штрафа со стороны надзорных органов. Кроме того, не надо забывать и о том, что в случае необходимости, документ может послужить доказательством при решении споров и конфликтов в судебном порядке.
Правила оформления акта о браке товара
Акт о браке товара можно писать как на простом листе А4 формата, так и на фирменном бланке организации. Последнее особенно удобно, поскольку в нем сразу вписаны реквизиты фирмы, причем вносить сведения можно как в рукописном виде, так и в печатном – никакой разницы здесь нет.
Главное условие: акт должен содержать «живые» подписи всех членов комиссии, а также утвержден автографом руководителя предприятия.
Составляется акт о браке товара в нескольких экземплярах, один из которых передается с прочими сопроводительными документами в бухгалтерию, а остальные служат приложением к письму-претензии. Затем письмо направляют в адрес виновника поставки бракованных товарно-материальных ценностей.
Образец составления акта о браке товара
Заполнение шапки документа
Вначале вверху документа справа следует оставить несколько строк для утверждения руководителем компании. Здесь указывается его должность, Ф.И.О. и полное название предприятия. Затем посередине пишется:
- наименование документа;
- номер акта по внутреннему документообороту организации;
- дата составления.
Оформление комиссии и данные товара
После этого в акт вносятся данные о составе комиссии, которая признала товар бракованным и подлежащим списанию. Здесь указываются должности и Ф.И.О. председателя комиссии и ее членов. Также сюда следует включить сведения о приказе, который стал основанием для создания комиссии.
Далее идет таблица, которая содержит полную информацию о бракованном товаре: его наименование, количество, стоимость, дату поступления и т.д.
Выводы комиссии
В этой части документа нужно перечислить лиц, которые считаются виновными в браке товара, а также указать сумму взыскиваемого с них материального ущерба.
Отметим, взыскивать урон с сотрудника организации, осуществившем приемку негодного товара необязательно. Можно наказать сотрудника другим способом, например, сделать ему замечание или выговор за некачественное выполнение должностных обязанностей.
Далее следует отметить, на какую сумму товар был списан (цифрами и прописью), а также удостоверить документ подписями всех членов комиссии.