Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Должностная инструкция экскурсовода

5846

В должностной инструкции экскурсовода содержатся трудовые функции специалиста, права, данные ему работодателем, квалификационные требования и прочие должностные характеристики. Сейчас этот документ включается в трудовую документацию большинством компаний-работодателей.

Скачать документна сайте Ассистентус
  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции экскурсовода .doc

Образец должностной инструкции экскурсовода

1. Общие положения

  1. Экскурсовод подчиняется руководителю экскурсионного бюро.
  2. Экскурсовода нанимает и увольняет руководитель экскурсионного бюро.
  3. Кандидат на эту позицию обязан иметь:
    • профильное высшее либо средне-специальное образование;
    • трудовой опыт в сфере сопровождения туристических групп от года.
  4. При отсутствии экскурсовода (болезнь, повышение квалификации и т.д.) его обязанности приказом руководителя экскурсионного бюро передаются другому профильному специалисту.
  5. Экскурсовод должен знать и понимать:
    • законы и правила, регулирующие его деятельность;
    • основные маршруты для туристов и их особенности;
    • параметры обслуживания туристов на пеших, транспортных и комбинированных маршрутах;
    • правила публичных выступлений;
    • основы составления экскурсионных программ;
    • интересные для туристов исторические и культурные достопримечательности;
    • правила и методы организации экскурсий;
    • важные для туристов особенности местного населения;
    • правила взаимоотношений с туристами;
    • нормы, регулирующие порядок осмотра туристами достопримечательностей;
    • правила своих действий при ЧС с туристами;
    • правила заполнения документации;
    • нормы трудовой дисциплины, внешнего вида и охраны труда, обязательные к соблюдению сотрудниками экскурсионного бюро;
    • графики работы заведений, доступных к посещению экскурсионными группами.
  6. Экскурсовод в работе ориентируется на:
    • внутреннюю документацию бюро;
    • профессиональные стандарты;
    • соответствующие нормативы и законы;
    • положения этого документа.

2. Функции

Экскурсовод отвечает за решение следующих задач:

  1. Проведение экскурсий в соответствии с утверждёнными программами.
  2. Участие в разработке новых экскурсионных программ.
  3. Проведение для туристов предварительных инструктажей.
  4. Помощь туристам при заполнении ими соответствующих документов.
  5. Изучение исторических и информационных материалов, востребованных при проведении им экскурсий.
  6. Отслеживание активности и методов конкурирующих экскурсоводов.
  7. Наблюдение за корректностью поведения туристов.
  8. Корректировка проведения экскурсий в случае непредвиденных обстоятельств.
  9. Консультирование туристов по вопросам в своей сфере компетенции.
  10. Информирование представителей соответствующих служб при возникновении ЧС с туристами.
  11. Соблюдение в работе обязательных для сотрудников бюро стандартов в области безопасности, внешнего вида и пр.
  12. Организация своевременного приезда и отъезда туристических групп.
  13. Заполнение необходимых документов в соответствии с правилами бюро.
  14. Предложение дополнительных услуг, предлагаемых бюро и его партнерами.

3. Ответственность

Экскурсовод отвечает за:

  1. Некачественное исполнение своих трудовых обязанностей — в соответствии с параметрами, указанными в документации бюро и трудовом законодательстве.
  2. Совершенным им нарушения действующего законодательства — в соответствии с положениями, данными в трудовом, административном или уголовном праве.
  3. Материальный ущерб, полученный из-за него работодателем, — в размерах, указанных в трудовом законодательстве.

4. Права

Экскурсовод наделен следующими возможностями:

  1. Предлагать мероприятия по совершенствованию трудовых процедур.
  2. Получать от других работников бюро информацию, нужную для выполнения своей работы.
  3. Требовать от руководства бюро создания условий, нужных для выполнения своих трудовых обязанностей.
  4. Участвовать в собраниях персонала, на которых обсуждаются вопросы, относящиеся к его сфере ответственности.
  5. Получать от бюро доплаты при перевыполнении плановых показателей эффективности (KPI).
  6. Получать от бюро частичную компенсацию служебных расходов в порядке, данном в соответствующих документах.

Особенности должностной инструкции

В действующем Трудовом кодексе отсутствуют характеристики должностных инструкций. Поэтому работодатели ориентируются при их составлении на правила делопроизводства и отраслевые стандарты. Написанные с их помощью инструкции имеют две разновидности: типовые и расширенные.

Типовая инструкция состоит из следующих частей:

  • Общий раздел.
  • Служебные функции.
  • Ответственность за должностные нарушения.
  • Полномочия сотрудника.

Этот формат документа распространен в организациях с небольшим или средним числом сотрудников. В расширенном формате к четырем базовым разделам добавляются дополнительные. Среди них наиболее популярны:

  • Условия труда.
  • Параметры должностных взаимодействий.
  • Критерии оценки эффективности результатов (KPI).
  • Правила внесения дополнений в инструкцию.

Расширенный формат применяется в крупных международных компаниях, а также в инструкциях для персонала на особо важных позициях.

Внимание! Если организация-работодатель нуждается во множестве инструкций, то рекомендуется сперва создать регламент, регулирующий их написание и утверждение. В нем описывают сроки их написания, рассмотрения, ответственных за это специалистов и другие аспекты.

Общие положения

В начальном разделе описываются должностные параметры общего характера. К ним относятся:

  • Аспекты найма сотрудника, его увольнения и временной замены.
  • Положения, которыми регулируется трудовая деятельность.
  • Требования по уровню опыта и образования.
  • Конкретные знания и умения, которыми должен обладать сотрудник.

Часть параметров имеет универсальный характер — они присутствуют в любых инструкциях для конкретной должности. Другая часть прописывается работодателем с учетом особенностей его деятельности.

Внимание! Профессия экскурсовода может потребовать знание определенных иностранных языков или глубокого понимания отдельных аспектов культуры или истории. В таком случае рекомендуется указать подобные требования к квалификации в отдельных параграфах раздела.

Функции

Трудовые обязанности, выполняемые сотрудником, довольно разнообразны. Выделяют:

  • Профильные функции — обязательные для конкретной профессии.
  • Вспомогательные — на их перечень и значимость влияет кадровая политика нанимателя, его отрасль, количество других сотрудников и прочие параметры.
  • Базовые — они относятся к соблюдению работником определенных правил, касающихся охраны труда, поддержанию им стандартов внешнего вида и пр.

Внимание! При создании раздела можно ориентироваться на профстандарт 04.005, дающий основные характеристики для должности экскурсовода. Так, в нем перечислены 4 уровня квалификации: от руководства экскурсионной группой до вспомогательной деятельности.

Ответственность

Эта часть составляется в упрощенной форме, поскольку объем и многочисленные нюансы законодательства, определяющего наказание за должностные нарушения, выводят его за рамки инструкции. Поэтому при описании критериев ответственности ограничиваются несколькими пунктами, составленными в упрощенной форме.

Права

Значимость и объем полномочий, данных сотруднику организацией-нанимателем, зависит от ряда факторов: значимости должности, отраслевых и профессиональных особенностей и прочих параметров. При предоставлении работнику каких-то льготы их также можно разместить в данном разделе. Например, здесь прописывают частичную компенсацию сотруднику его расходов по работе, получение им дополнительных выплат при ненормированном трудовом графике и т.д.

Оформление готовой должностной инструкции проходит в несколько этапов:

  • Обсуждение первоначального варианта с кадровиком, секретарем-делопроизводителем и юристом. Они должны проверить документ на соответствие актуальному законодательству, внутренним нормам и отраслевым стандартам.
  • Составление и распечатка чистовика, созданного на основе полученных замечаний.
  • Сбор подписей ответственных лиц, удостоверяющих качество документа.
  • Визирование окончательного варианта главой организации-работодателя.

Окончательно инструкция обретает юридическую значимость после её подписания работником, для которого она создавалась.

Внимание! Чистовик инструкции должен включать основные атрибуты делового документа: реквизиты работодателя, дату создания и другие.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс
Пройти тест и узнать цену
  • Здравствуйте!
    Я помощник подбора оптимального комплекта системы КонсультантПлюс конкретно для вашей организации.
    Пройдите тест из 3 вопросов и узнайте индивидуальную цену.
    Пройти тест ⟶
  • 1/3. Кому нужна система?
    Далее ⟶
  • 2/3. Тип доступа к системе?
    Далее ⟶
  • 3/3. Количество пользователей?
    Далее ⟶
  • Спасибо за ответы!
    Мы подобрали для Вас оптимальный комплект с учётом спецпредложений.
    Пройдите на официальный сайт, чтобы оставить свои контакты и Вы узнаете персональную цену.
    Пройти тест ещё раз
Получить цену сразу