Претензия арендатору о невыплате арендной платы – это документ, с которым арендодатель может обратиться к своему партнеру по сделке, потребовать выплатить денежные средства согласно условиям договора. Сегодня мы рассмотрим, какова роль претензии в правовых отношениях между арендатором и арендодателем, какие правовые последствия могут наступить за несвоевременное внесение платежа.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк претензии арендатору о неуплате арендной платы .docxСкачать образец претензии арендатору о неуплате арендной платы .docx
Арендная плата
Арендная плата является одним из обязательных условий договора аренды. Так, сделка не может заключаться на безвозмездной основе, ведь это будет уже совершенно другая разновидность соглашения. Размер арендной платы и порядок внесения платежей определяется сторонами в индивидуальном порядке. Так, вносить платеж можно ежемесячно, раз в квартал, полугодие или год. Стандартным периодом всё же признаётся месяц, ведь арендатор не всегда может найти денежные средства на предоплату более длительного периода.
Размер платы определяют исходя из рыночных цен на недвижимость в конкретном районе. В силу того, что договор – это добровольное соглашение, арендатор может и не заключать сделку, если его не устроит цена.
Невнесение платежа
Подписывая договор, стороны принимают на себя определённые обязательства. Для арендатора это будет означать поддержание помещения в надлежащем состоянии, включая всю идущую с ним в комплекте мебель и сантехнику, а также регулярное внесение арендных платежей. В случае, если просрочить платёж один раз, никаких серьезных последствий для предпринимателя не будет, однако две просрочки и более – это уже основание для расторжения соглашения в одностороннем порядке.
Обращаем внимание на статью 619 Гражданского кодекса Российской Федерации. Норма гласит, что арендодатель вправе обратиться в суд с исковым заявлением о расторжении договора, если арендатор не заплатит два раза подряд. Отметим, что расторгнуть договор можно лишь в судебном порядке, а значит, арендодатель не имеет права ограничивать доступ к арендованному помещению, если сделка ещё фактически существует.
Претензия
Обращение к арендатору с претензией – это первый шаг на пути к расторжению договора аренды. Сторонами договора аренды могут выступать исключительно субъекты предпринимательского права, а споры между ними рассматривает арбитражный суд по правилам Арбитражного процессуального кодекса. Среди прочего, нормативный правовой акт определил порядок обращения в суд с исковым заявлением. Так, перед тем как заявить иск, необходимо направить потенциальному ответчику письменную претензию, выждать тридцать дней. Законодатель предполагает, что за месяц контрагенты могут урегулировать вопрос в мирном ключе, тем самым сняв дополнительную нагрузку с органа правосудия. Если всё же решить спор в досудебном порядке не вышло, придётся формировать исковое заявление, платить государственную пошлину за рассмотрение дела судом.
Суду потребуется предоставить доказательства того, что арендодатель в действительности выставлял своему контрагенту претензию. Для этого в качестве приложения к исковому заявлению прикрепляем ксерокопию претензии, а также документ, свидетельствующий о том, что ответчик её получал. В большинстве случаев таким доказательством будет являться почтовая опись, на которой видны адресат и отправитель.
Форма документа
Форма досудебной претензии не определяется действующим законодательством, что позволяет участникам договорных правоотношений формировать её в свободной форме. Из содержания документа должно быть понятно, кому она адресуется, от кого, по какому вопросу. При формировании официальной бумаги мы будем руководствоваться общими правилами делового документооборота, соблюдать нормы пунктуации и орфографии. С какой бы стороны ни проявил себя арендатор, отказываемся от оскорблений, ругательств, фамильярства.
Написать текст претензии допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Будет лучше отдать предпочтение именно печатному варианту, ведь он значительно проще воспринимается человеческим глазом.
Инструкция по составлению претензии
Для удобства работы с претензией разделим её на несколько структурных элементов: шапка, основной блок с разъяснением условий сделки, обращение к контрагенту с претензией. Постараемся разобраться в особенностях формирования каждого из них.
В шапке мы укажем идентификаторы сторон арендного договора. Для физлица обозначаем его ФИО, серию и номер паспорта, место прописки (постановки на учёт в налоговом органе в качестве ИП), а для организации – полное наименование фирмы, ФИО и должность руководителя, юридический адрес офиса. Здесь же оставляем контактный номер телефона для оперативного решения спорных вопросов.
Ниже по документу ссылаемся на заключенный между вами и контрагентом договор аренды, по условиям которого нежилое помещение передаётся во временное пользование за плату в определённой денежной сумме. Затем утверждаем, что арендатор не внёс арендный платёж вовремя (первый раз, второй или более подряд), чем нарушил условия сделки. Нелишним будет сослаться на 619 статью ГК и напомнить, что невнесение платежа два и более раза подряд будет являться основанием для обращения в суд с иском о расторжении соглашения.
Следующий шагом обращаемся к контрагенту, требуем внести арендный платёж, ведь в противном случае вы будете вынуждены обратиться в суд. Итоговый вариант претензии заверяем автографом представителя арендодателя, оставляем дату его составления.
Примерный образец