Претензия по упущенной выгоде – это документ, с которым одно лицо может обратиться в адрес другого, выставить ему требование о компенсации неполученного дохода. Сегодня мы разберемся, как отечественный законодатель регламентирует упущенную выгоду в нормативных актах, расскажем, как правильно сформировать и заявить претензию.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк претензии по упущенной выгоде .docxСкачать образец претензии по упущенной выгоде .docx
Упущенная выгода
Упущенная выгода как правовая категория упоминается в 15 статье Гражданского кодекса Российской Федерации. Отечественный законодатель относит упущенную выгоду к одной из разновидностей убытков. Под ней понимается доход, который лицо могло бы получить при нормальном стечении обстоятельств, если бы никто из контрагентов не нарушил свои договорные обязательства. Чаще всего именно предприниматели спорят друг с другом из-за упущенной выгоды. Любая предпринимательская деятельность базируется на договоренностях лиц, заключении сделок, исполнения взятых на себя обязательств.
Рассмотрим практическую ситуацию:
Заведение общественного питания «Омега» заключило договор поставки с местным фермером ИП Брагиным О.П. на закупку свинины весом в 100 килограмм. По условиям договора фермер обязался поставить товар 10 мая, однако просрочил поставку и смог отгрузить продукцию лишь 12 числа. В связи с этим «Омега» была вынуждена на 2 дня исключить из своего меню все мясные блюда, в которых используется свинина. Таким образом получается, что кафе не получило доход, который могло бы получить, за два календарных дня.
Расчет упущенной выгоды
Чаще всего контрагенты соглашаются, что исполнили обязательства ненадлежащим образом, вступают в диалог для достижения договоренностей относительно компенсации, однако встречаются с проблемами на этапе расчетов упущенной выгоды. Упущенная выгода должна считаться по следующей формуле: потенциальный доход, который лицо должно было бы получить при обычном течении дел минус расходы, понесённые на производство/поставку (сопутствующие расходы). В принципе, если пользоваться данной формулой, расчет не должен доставить много сложностей.
Контрагент оставляет за собой право не согласиться с предоставленным заявителем требований расчетом, подготовить собственный. Если сторонам не удастся в ходе диалога прийти к решению проблемы, придётся обращаться в суд.
Судебный процесс
Споры между предпринимателями уполномочены рассматривать арбитражные суды по правилам Арбитражного процессуального кодекса. Нормативный правовой акт выделяет претензию в качестве обязательного документа, без которого перевести спор в судебную плоскость не выйдет, ведь орган правосудия попросту не примет исковое заявление к производству. В частности, истцу потребуется заблаговременно выставить своему контрагенту претензию по поводу компенсации упущенной выгоды, выждать ответа в течение месяца. Если прийти к договоренностям не вышло или был получен ответ, по факту истечения тридцати календарных дней появится возможность заявить иск в суд.
Для обеих сторон правового конфликта будет выгодно, если он разрешится ещё на этапе досудебного разбирательства. Так, пострадавшая сторона скорее получит свои денежные средства, а нарушитель избежит выплаты еще большей денежной суммы в качестве неустойки за просрочку исполнения обязательства. Более того, участие в судебном процесса отнимает много времени, с которым у большинства предпринимателей и так есть определённые проблемы.
Форма документа
Следует понимать, что при стечении определённых обстоятельств наша претензия может оказаться в суде, а значит, оформить её потребуется в надлежащем виде. Несмотря на то, что процессуальный закон не предъявляет строгих требований к форме судебных документов, существует определённая структура, которой придётся придерживаться. Так, из содержания претензии должно быть однозначно ясно, кому она адресуется, от кого, чего конкретно хочет добиться заявитель требований.
Исполнить текст документа можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств.
Инструкция по составлению претензии
Претензия как правовой документ формируется по определённой структуре. В частности, наша официальная бумага будет состоять из шапки, основной части с разъяснением оснований для предъявления требований, а также обращение к представителю адресата с выдвижением требований.
В шапке мы укажем идентификаторы сторон. Для физлица это будет его ФИО, серия и номер паспорта, место прописки, а для организации – полное наименование, ФИО и должность руководителя, юридический адрес. Здесь же потребуется указать контактный номер телефона представителя заявителя требований.
Ниже по документу мы разъясняем, какие правоотношения связывают адресата и отправителя претензии. Ссылаемся на заключенный между сторонами гражданско-правовой договор, по которому один из контрагентов исполнил свои обязательства ненадлежащим образом, в результате чего второй упустил выгоду, то есть понёс убытки. В подробностях разъясняем, какой конкретно пункт договора нарушил деловой партнер, приводим точную сумму упущенной выгоды.
Следующим шагом обращаемся к представителю контрагента, выдвигаем требование по выплате денежных средств в качестве упущенной выгоды. Итоговый вариант претензии своим автографом должен заверить уполномоченный представитель организации, от лица которой она и выставляется. Это может быть директор, его заместитель или иной сотрудник по доверенности.
Примерный образец