Претензия в страховую компанию – это официальная бумага, с которой страхователь может обратиться в адрес страховщика в случае нарушения условий заключенного между ними соглашения. В рамках настоящего материала мы рассмотрим, какими нормами законодательства регулируются правоотношения формата «гражданин – страховая компания», разберёмся, в каких случаях имеет смысл обращаться с претензией, как правильно её составить.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк претензии в страховую компанию .docxСкачать образец претензии в страховую компанию .docx
Правовая основа
Правовая основа страхования приводится в статья 48 главы Гражданского кодекса РФ. Так, в качестве страхователя может выступить физическое или юридическое лицо, а в качестве страховщика – только организация. Объектом страхования может стать жизнь и здоровье, недвижимость, автомобиль, отдельные предметы. В этом аспекте всё будет зависеть от условий подписанного сторонами соглашения. Все вопросы, касающиеся размеров страховой премии и сроков её выплаты с даты наступления страхового случая, также обговариваются контрагентами при подписании.
Отдельной разновидностью страхового договора можно назвать полис ОСАГО. Нормативная база содержится в ФЗ «Об ОСАГО». Здесь страховщик не сможет повлиять на размер выплаты или сроки передачи денежных средств страховщику, так как договор является типовым.
Так, размер премии должен покрыть фактически понесённые пострадавшей стороной расходы при ДТП, а срок выплаты составляет 20 календарных дней. В отдельных случаях, когда требуется проведение дополнительной экспертизы, временные рамки раздвигаются до 30 календарных дней.
Поводы для обращения
Всего существует три основных повода для обращения в страховую компанию с претензией:
- организация отказывается признавать случившийся инцидент страховым случаем;
- нарушение сроков выплаты страховой премии;
- выплата меньшей суммы, чем положено по условиям соглашения, результатам экспертизы.
Рассмотрим каждое основание с практической точки зрения. В первом случае речь идёт о том, что страховая вовсе отказывается выплачивать вам премию со ссылкой на не наступление страхового случая. Если утрясти вопрос мирным путём не получилось, страхователь может отстоять свои законные права и интересы в судебном порядке.
Что касаемо нарушения сроков выплаты страховой премии, то здесь за каждый день просрочки будет начисляться неустойка в размере одного процента от суммы выплаты. Таким образом, чем дольше страховая компания будет тянуть сроки, тем большую сумму по итогу придётся уплатить.
Выплата страховой премии меньше положенной является, пожалуй, самым распространённым нарушением со стороны страховщика. Особенно, если речь идёт о ДТП и выплате премии по полису ОСАГО. Страховая кантора привлекает для оценки ущерба штатного сотрудника, который рассчитывает размер компенсации, исходя из заказа неоригинальных деталей.
Претензия как документ
Отметим, что правовые отношения между гражданином и страховой компанией можно назвать потребительскими, ведь организация оказывает своему контрагенту определённые услуги. Таким образом здесь мы сможем применить положения Закона «О защите прав потребителей». Потребительский закон не выделяет претензионный порядок для обращения в суд за восстановлением нарушенных прав, однако прямо упоминает в своём содержании претензию. Предполагается, что стороны должны в добровольном порядке урегулировать возникшие между ними разногласия, прийти к соглашению.
Если гражданин заранее понимает, что решить спор в досудебном порядке не выйдет, можно смело приступать к оформлению искового заявления в суд. Пошлину за рассмотрение дела платить не придётся, ведь потребительский закон освобождает истца от этой обязанности. В дальнейшем пошлина будет взыскана с проигравшей в деле стороны.
Инструкция по составлению претензии
Говоря о правилах составления претензии в страховую компанию, хочется отметить, что не существует на законодательном уровне закреплённых бланков, которыми бы гражданин мог воспользоваться при формировании своего обращения. Таким образом складывается ситуация, в которой потребитель имеет возможность оформить документ в свободной форме, уделяя должное внимание правилам делового документооборота.
В первую очередь следует обратить внимание на шапку претензии, в которой обозначается, кому она подаётся, от кого. Узнать подробную информацию о страховой компании и её реквизитах можно на официальном сайте ИФНС, заказав онлайн-выписку из ЕГРЮЛ. Документ готовится несколько секунд, доступен для скачивания и ознакомления совершенно бесплатно. Нас, в частности, будут интересовать следующие моменты:
- полное наименование страховой компании со ссылкой на её организационно-правовую форму;
- юридический адрес фирмы;
- ФИО и должность руководителя организации (не учредителя).
Далее потребитель прописывает свои ФИО, серию и номер его паспорта, место прописки и номер сотового телефона для поддержания обратной связи. В качестве дополнительных средств связи можно оставить ещё адрес для почтовой корреспонденции или e-mail.
Ниже по документу разъясняем сложившуюся ситуацию, начиная со ссылки на заключённый между сторонами договор страхования. Далее мы отметим, что имел место страховой случай, однако компания каким-то образом нарушила ваши договорные права. Как мы уже говорили ранее, речь может пойти о занижении суммы страховой премии или нарушение сроков её выплаты.
Следующим шагом обращаемся к руководителю страховой компании, требуем выполнить взятые на себя обязательства по договору. Подписываем документ, передаём на рассмотрение любым удобным способом.
Примерный образец