Кассовый разрыв в компании

34

Кассовый разрыв представляет собой несоответствие операционного и финансового цикла. К примеру, компания планирует закупить партию сырья для производства товаров. На это планируется выделить средства, возвращенные дебитором по его задолженности. Однако дебитор не может вернуть долг, а потому средств нет. Появление разрывов – совершенно рядовая ситуация и для небольших, и для крупных компаний.

Причины образования кассового разрыва

Кассовый разрыв формируется по ряду причин:

  1. Посредственная оптимизация рабочих процессов.
  2. Задержки с выплатой дебиторской задолженности.
  3. Экономическая обстановка в государстве.
  4. Проблемы с экспортом.
  5. Принятие новых законов, напрямую влияющих на рабочие процессы.
  6. Санкции, наложенные на предприятие.
  7. Проблемы с логистикой.
  8. Возникновение форс-мажоров.
  9. Приостановка процессов ввиду праздничных дней.

Далеко не всегда кассовый разрыв образуется вследствие непрофессионализма управленческого состава. Обычно причина – объективные факторы. Как правило, это несвоевременный возврат задолженности дебиторами. Несмотря на это, основная задача менеджмента – минимизация разрывов.

Особенности расчета имеющегося разрыва

Для выявления размера разрыва нужно сформировать отчет о движении финансовых средств. Если в результате расчетов образовалось отрицательное значение, оно и будет являться рассматриваемым показателем. Имеет смысл провести анализ остатков товарных запасов. На основании их размера определяются дальнейшие действия. В частности, имеющийся остаток может покрыть нужды предприятия, что позволит не проводить срочные закупки.

Размер кассового разрыва определяется по сведениям, изложенным в платежном календаре. Рассмотрим упрощенную форму расчетов:

ДС + ПД — ПП = ОДС

В формуле использованы следующие показатели:

  • ДС – объем денег на начало дня, в котором проводится операция.
  • ПД – реальный размер выплат дебиторами.
  • ПП – платежи поставщикам.
  • ОДС – остаток денег на закрытие дня.

Отрицательный результат – серьезный повод к принятию срочных мер.

Как избежать появления КС?

Куда проще не допустить возникновения кассового разрыва, чем покрывать его. Сделать это вполне возможно даже в случае, если несоответствие образуется вследствие объективных факторов. Рассмотрим эффективные превентивные меры:

  1. Формирование плана движения средств. Появление разрыва можно спрогнозировать. В данном случае его можно предотвратить. Для формирования плана нужно заранее планировать предстоящие платежи, а также поступления средств в компанию. План составляется на месяц. В процессе этой работы выявляются даты, на которые вероятно возникновение разрыва. Затем требуется принять решение о том, за счет каких средств будут восполняться несоответствия. К примеру, такими решениями являются отсрочки выплат поставщикам, займы.
  2. Просьбы о предоплате. Приобретение товара покупателем предполагает массу затрат. Это расходы на закупку, подготовку изделия к продаже, доставку. Однако руководство должно предусмотреть возможность отказа покупателя от покупки. В данном случае придется тратиться еще и на возврат товара. Несмотря на все эти затраты, фактически продажа проведена не была. Соответственно, средства на счета компании не поступили. При этом произошел вывод денег из оборота. Непредсказуемых расходов можно избежать при предоплате. Задача руководства – стимулирование потребителей к совершению предоплаты. Для этого есть много путей: предоставление скидок, бесплатная доставка, подарки при совершении предоплаты, наценка на продукцию (в стоимость будет входить наложенный платеж, доставка изделия с курьером). Все это сулит меньшие траты со стороны компании относительно трат на погашение разрыва.
  3. Контроль над долгами дебиторов. Многие компании просто не обременяют себя контролем над дебиторскими долгами. Это серьезный управленческий промах. Он приводит к тому, что долги надолго «поселяются» на балансе компании. Контроль дебиторских долгов обеспечит своевременный возврат задолженностей, постоянный приток средств. Какие действия предполагает контроль? Нужно отслеживать просроченные задолженности и принимать меры к их погашению. Для этого требуется связаться с дебиторами, направить претензию злостным неплательщикам. Имеет смысл составить порядок работы с дебиторами. К примеру, сначала компания просто связывается с дебитором, затем направляет претензию, потом обращается в арбитражный суд или продает долг сторонней организации.
  4. Уменьшение замороженных активов (продукция, сырье и прочее). Одна из причин недостатка денег для проведения текущих операций – заморозка активов. Обычно возникает она вследствие отсутствия отлаженной модели закупок, при закупке чрезмерного объема сырья. Выход из положения – приобретение товара в размере, который нужен для текущей операционной деятельности. Оставшиеся средства идут на более ликвидные нужды: повышение числа заказов или увеличение оборота.

В любой компании можно реализовать один из этих методов. Имеет смысл выбрать тот способ, который подходит для конкретной ситуации.

Как покрыть уже имеющийся кассовый разрыв?

Перечисленные методы позволяют не допустить образования разрыва. Однако что делать, если он уже появился? Для этого есть способы:

  • Рассрочка. Обеспечивает сглаживание движения средств. Небольшие выплаты каждый месяц позволяют не держать большой остаток на счете. Рассрочку можно просить и от поставщиков, и от покупателей. В последнем случае имеет смысл потребовать частичную предоплату. Получение средств раньше срока и сокращение текущих расходов уменьшает разрыв. Этот метод имеет важное преимущество – отсутствие комиссии и процентов.
  • Введение счета с овердрафтом. Овердрафт представляет собой кредитование счета компании. То есть если средств на счете на оплату текущих расходов будет недостаточно, их можно получить от банка без оформления кредита. На счете после получения средств образуется минус. Деньги, которые переводятся на него, идут на оплату задолженности. Преимущества овердрафта – это получение средств в минимальные сроки, автоматическое покрытие долга. Некоторые банковские учреждения выдают льготный период кредитования. То есть в этот период проценты начисляться не будут.
  • Факторинг. Представляет собой комплексные услуги для организаций, которые работают по принципу постоплаты. Рассмотрим принципы факторинга. Сначала магазин доставляет продукцию потребителю. Затем магазин уступает право требования задолженности фактору. Следующий шаг – перечисление фактором части денег компании. Средства покупателя идут фактору. Оставшуюся часть он также переводит компании. При этом вычитается комиссия. У этого способа есть масса плюсов: быстрое получение средств, что важно при затяжных оборотах, предоставление денег без залога, частичная передача функций по контролю над дебиторскими долгами фактору.
  • Оформление кредиток со льготными условиями кредитования. Многие обязательства компаний покрываются за счет личных банковских карт руководителя. Оформление кредитной карты позволит проводить безналичную оплату текущих расходов. Плюсы способа – мгновенное получение денег и отсутствие процентов в рамках льготного периода.

Все эти способы имеют свои преимущества. Однако наиболее эффективными являются именно превентивные меры.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии читателей:

  • Горячие материалы
  • Ещё
0,059 | 30 | 7.22