Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Что такое аутстаффинг персонала

6068

Формы трудовых отношений между нанимателем и работником могут быть разнообразными. В их число входит и услуга аутстаффинга персонала – пока не очень распространенная в отечественной практике, но все больше набирающая популярность, несмотря на некоторые ограничения и запреты, введенные в 2016 году.

Запрещены ли аутсорсинг и аутстаффинг в связи с запретом заемного труда?

Разберемся, что представляет собой аутстаффинг как способ взаимодействия работодателя с сотрудниками, в чем плюсы и минусы такой формы отношений, какие есть нюансы в его применении для различных видов деятельности. Также будут предоставлены рекомендации по заключению договора аутстаффинга.

Вопрос: Возможно ли заключение договора о предоставлении персонала ООО «Б» для ООО «А», если ООО «А» владеет 51%-ной долей в ООО «Б» и обе организации выполняют работы на опасных производственных объектах?
Посмотреть ответ

Что такое аутстаффинг

Термин является калькой английского слова «outstaffing», означающего «вне штата», «за штат». Значение его прямое – вывод сотрудников за пределы штата, иными словами, аутстаффинг – возможность сохранить прежнее число реально трудящихся сотрудников, при этом уменьшив официальный штат.

Вопрос: Возникает ли у российской организации обязанность по исчислению НДС в качестве налогового агента при оплате иностранной организации услуг аутстаффинга (предоставления персонала), если персонал привлекается для работы на территории иностранного государства?
Посмотреть ответ

Суть аутстаффинга – официальная передача функций работодателя другой, аутстаффинговой компании, тогда как на самом деле они продолжают выполнять прежние трудовые функции на тех же рабочих местах. Поскольку сменился работодатель, то все его обязанности переходят к аутстаффинговой компании-посреднику, как-то:

  • кадровое оформление;
  • учет рабочего времени;
  • ведение всей рабочей документации, касающейся персонала;
  • начисление зарплат, премий, других выплат;
  • снятие налогов и социальных сборов;
  • взаимодействие с контролирующими государственными органами и др.

Как исполнителю учитывать операции по договору аутстаффинга?

«Передача» рабочих в такую «аренду» производится на основании заключенного договора аутстаффинга.

Синоним аутстаффинговых отношений – заемный труд.

К СВЕДЕНИЮ! Принцип аутстаффинга сходен с позициями аутсорсинга с точностью до наоборот: в первом случае персонал работает на прежнем месте, а числится в другом, а во втором – функции кадровых работников выполняют сторонние. Отличие также в краткосрочности аутстаффинга, по сравнению с постоянной основой аутсорсинговых отношений.

Когда целесообразен аутстаффинг

Вывод сотрудников за штат будет целесообразно применить в ситуациях, когда в противоречие вступают законность трудоустройства сотрудника и невозможность расширения штата компании. Такие ситуации могут сложиться в результате действия таких факторов, как:

  • необходимость экономии зарплатного фонда, налоговых трат, продуманное предоставление соцпакетов;
  • наниматель не может взять на себя полную ответственность за финансовое, бухгалтерское и документальное обслуживание собственных кадров;
  • стремление снизить нагрузку на делопроизводство и учет;
  • главной рабочей силой являются трудовые мигранты, но при этом нет возможности отслеживать документальную сторону их официального оформления;
  • нужно снять с себя ответственность перед своими кадрами и проверяющими госорганами;
  • нежелание штатного оформления сезонных рабочих или проходящих испытательный срок;
  • желание трудоустроить специалиста из другого региона без открытия специального представительства (филиала);
  • потребность в увеличении количества работников, но невозможность роста штата из-за лимитов упрощенного налогового режима (УСН).

Как заказчику учитывать расходы на услуги по предоставлению персонала по договору аутстаффинга?

Кто чаще всего подлежит аутстаффингу

Работодатели не хотят брать в штат, но с удовольствием используют функции определенного контингента работников. Чаще всего «клиентами» аутстаффинга являются:

  • работающие по временному трудовому договору;
  • разнорабочие;
  • работники сферы услуг;
  • трудовые мигранты и др.

Преобладает аутстаффинг в строительной деятельности, предоставлении услуг по сборке, демонтажу, ремонту и уборке. Нередко его применение в сфере торговли, вождения автотранспорта, выполнения работ, не требующих высокой квалификации, особенно популярных среди гастарбайтеров.

Помимо низкоквалифицированного персонала, очень удобно выводить за штат иностранных сотрудников. Законное оформление трудовых отношений с подданными другого государства – довольно сложная процедура, требующая проверки многочисленных документов и досконального знания миграционных законов. Нужно учитывать не только наличие нужных форм, разрешений и лицензий, но и сроки их действия, а также своевременно уведомлять необходимые инстанции. А в случае даже небольшого нарушения штрафные санкции могут оказаться очень серьезными. Работодателя могут ожидать:

  • штрафы за нелегалов;
  • проверки миграционных служб;
  • приостановка деятельности организации и др.

Всего этого он легко избегает, прибегнув к услугам организации-аутстаффера, котрая берет на себя все эти риски и сложности.

Способы предоставления услуги аутстаффинга

Вывести персонал за штат (или использовать внештатных работников) можно двумя основными способами, равно правомерными в целях аутстаффинга:

  1. Аутстаффер официально принимает на работу сотрудников, которых основная фирма должным образом уволила. Числясь в фирме провайдера, работники никак не меняют своей обычной трудовой деятельности, продолжая работать там же и так же, как и до увольнения. Фирма-провайдер и исходная организация определяют свои взаимоотношения в рамках договора аутстаффинга.
  2. «Бодишоппинг» – исходная фирма обращается к провайдеру для поиска «внештатного» персонала с необходимыми характеристиками, а аутстаффер ищет необходимых сотрудников или предоставляет их из своей базы.

Преимущества и недостатки аутстаффинга

Эта развитая технология менеджмента имеет как положительные стороны. Так и некоторые подводные камни для разных сторон-участников.

Плюсы для работодателя

Преимущества и денежная выгода применения аутстаффинга наиболее очевидны именно для работодателя.

  1. Разгружается собственный бухгалтерский и кадровый штат, наиболее трудоемкая нагрузка по учету кадров перекладывается на стороннюю организацию.
  2. Легкое и безрисковое оформление иностранных сотрудников.
  3. Возможность увеличить количество наемных работников и при этом сохранить соответствие требованиям для УСН.
  4. Уменьшаются расходы по выплате персоналу зарплаты и комиссий, связанных с оплатой труда.
  5. Налоговая экономия – оплата аутстафферу входит в категорию «расходы», которая уменьшает базу по подоходному налогу.

Минусы аутстаффинга для работодателя

Имеется несколько особенностей аутстаффинга, которые следует принимать во внимание, и они связаны с работодательскими рисками. Самая большая беда, которая может ожидать работодателя – это обращение в нелегальную фирму-аутстаффер. Если не проверить должным образом государственную аккредитацию и провести аутстаффинг, в действительности может оказаться, что сотрудники по-прежнему числятся в штате с точки зрения налоговиков, а договор аутстаффинга недействителен. Поэтому все санкции за нелегально работающих людей и неотчисление налогов, а также возможное нарушение миграционных законов падут на работодателя.

Вот почему важно до заключения договора проверить будущего аутстаффера по существенным критериям:

  • наличие госаккредитации, сертификат установленного образца;
  • длительное, более года, существование в качестве юридического лица;
  • своевременное заключение трудовых договоров со всеми сотрудниками (проверить это можно уже через 3 дня);
  • предварительное изучение договора на аутстаффинг, который компания предоставит заблаговременно;
  • мониторинг отзывов от других клиентов, штатных сотрудников, партнеров.

Запрет на аутстаффинг: мифы и правда

В 2016 году вступили в силу изменения, принятые в Федеральном законе № 116 от 05.05.2014 года, который некоторые пользователи неправильно назвали «Законом о запрете аутстаффинга».

Заемный труд в Российской Федерации не запрещен полностью. Данным законодательным актом заемный труд получил официальное определение и регламентирование. Таким образом, деятельность, ранее совершавшаяся стихийно, получила нормативные рамки и, естественно, некоторые ограничения. В тексте данного документа содержатся правила, по которым аутстафферы могут законно предоставлять свои услуги, определена процедура и документальное сопровождение аутстаффинга, а также оговорены случаи, когда эта форма отношений неприемлема.

Соответствующие изменения внесены и в Трудовой кодекс РФ (появилась новая статья 53.1).

Аутстаффинг-2017: правила и ограничения

  1. Правом на предоставление услуги аутстаффинга обладают только провайдеры 2 категорий:
    • лица, заключившие акционерное соглашение с исходной фирмой (аффилированные);
    • частные агентства по трудоустройству с государственной аккредитацией.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Раньше правом аутстаффинга обладали любые организации.

  3. Зарплата «арендованных» сотрудников не может быть ниже, чем у официально трудоустроенных в фирме-аутстаффере на аналогичных должностях.
  4. При вредных и опасных видах трудовых функций заемный рабочий имеет право на такую же компенсацию, как и трудоустроенный обычным образом.
  5. На аутстаффинг нельзя передавать более десятой части штата.
  6. Заемный труд не должен длиться дольше 9 месяцев.

Ограничения в современном отечественном аутстаффинге связаны с запретами на подобную деятельность в таких ситуациях:

  • работа с классом опасности І или ІІ, степенью вредности 3 или 4;
  • деятельность экспедиторов;
  • занятость на судах в составе экипажа;
  • трудоустройство ради участия в забастовке;
  • для труда во время простоя;
  • нахождение фирмы в процессе банкротства или ликвидации;
  • с режимом работы на неполный рабочий день.

Договор аутстаффинга

Официальное оформление аутстаффинга предусматривает обязательное заключение договора: руководство исходной организации заключает его с фирмой-аутстаффером, а та, в свою очередь, заключает трудовые договора с принимаемыми сотрудниками.

В связи с изменениями в законодательстве пришлось вносить некоторые правки в типовую форму договора. Предметом договорных отношений является предоставление персонала с заданными характеристиками и в требуемом количестве.

В договоре должна содержаться следующая информация:

  • цель, для которой предоставляются работники;
  • квалификационные и количественные требования к персоналу;
  • сроки направления работников;
  • место назначения (реальные рабочие места);
  • условия оплаты за аутстаффинг;
  • сроки действия договора;
  • гарантии сторон;
  • дополнительные условия (если они есть);
  • реквизиты обеих фирм.

В приложении к договору могут содержаться поименные списки сотрудников, перечисление видов работ, тарифная сетка.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке