Особенности охраны труда на автомобильном транспорте

18

Труд работников транспортной сферы и его охрана находятся под пристальным вниманием законодателя и регламентируются рядом правовых актов, обязательных для исполнения. Прежде всего, следует говорить о ТК РФ и его главе 51, полностью посвященной регулированию трудовых отношений работников транспорта. Существующие нормативы по охране труда на автотранспорте закреплены ныне действующими Межотраслевыми правилами (ПОТ) Минтруда РФ от 12.05.2003 г., постановление №28.

Приказом этого же Министерства от 06-02-18 г. №59н с 27.09.18 г. вводятся новые правила, регламентирующие указанную сферу. Важным документом является «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (утв. Приказом Минтранса №15 от 20-08-04 г), регламентирующее время труда и отдыха водителей.

Трудовой кодекс

Глава 51 Трудового кодекса содержит статьи 328-330, которые регламентируют особенности труда работников транспорта:

  1. При приеме на работу. Если она связана непосредственно с движением транспорта, обязателен медосмотр и профессиональный отбор (обучение) сотрудников.
  2. Работа, связанная с управлением ТС или их движением, исключает совместительство и выполнение при этом аналогичных функций.
  3. Особенности рабочего времени, труда, отдыха работников транспорта устанавливает соответствующий федеральный исполнительный орган. Разработанные документы не должны противоречить ТК РФ, ухудшать положение работников, по сравнению с его нормами. Запрещается принятие таких документов без учета мнения профсоюза.

Законодатель подчеркивает необходимость соблюдения дисциплины гражданами, чьи обязанности связаны непосредственно с вождением ТС, имея в виду, что дисциплина труда является основой его безопасности.

Особенности режима труда и отдыха

Для описания общих положений ТК РФ Минтрансом разработан документ, утвержденный приказом №15 от 20-08-04 г. — «Положение об особенностях режима водителей», в котором говорится:

  • нормальная рабочая смена водителя не должна превышать 8 часов;
  • при ведении суммированного учета – не более 10 часов;
  • сверхурочно – не более 12 часов, при необходимости доехать до стоянки для отдыха;
  • если по условиям работы продолжительность смены выше 12 часов, необходимы 2 водителя в рейсе и спальное место в автомобиле для одного из них и т.д.

Межотраслевые правила

Межотраслевые правила (ПОТ РМ-027-2003) сейчас еще действуют. Они относятся к работе:

  • АТП;
  • транспортных цехов (ТЦ);
  • СТОА, станций шиномонтажа;
  • гаражей, стоянок;
  • ИП, осуществляющих перевозки людей и грузов.

Правила регламентируют:

  • проведение работ;
  • состояние единиц транспорта;
  • состояние помещений;
  • состояние оборудования;
  • режим безопасности работ, проведение инструктажей и т.д.

Новые правила

Работа автотранспорта и его техобслуживание – сфера действия новых Правил, которые с 27 сентября этого года придут на смену Межотраслевым. Юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою работу в автотранспортной отрасли, будут обязаны руководствоваться новым документом. При этом напольный колесный транспорт, работа которого осуществляется внутри территории, новыми правилами не затронут (погрузчики, кары, грузовые телеги). Документ состоит из 7 разделов, в которых подробно описаны новые требования. Даны ссылки на связанные нормативные акты. Пример: при упоминании работ с применением грузоподъемных машин и механизмов дается ссылка на «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

В документе речь идет:

  • о вредных факторах труда: загазованности (запыленности), пониженной (повышенной) температуре воздуха и оборудования, шумах, вибрациях, влажности, плохой освещенности, вплоть до нервно-психических нагрузок работника;
  • о правилах и периодичности прохождения инструктажей;
  • об обязательных медосмотрах;
  • о запрещении женского труда и несовершеннолетних — на опасных участках;
  • о средствах индивидуальной защиты сотрудников;
  • о дополнительных оплачиваемых перерывах в холодное время года;
  • о внешнем освещении производственных площадей, и т.д.

Много внимания уделено ОТ на участках техобслуживания авто и сходных по назначению территориях. Так, кузнечный и сварочный участки должны иметь половое покрытие из несгораемых материалов. ОТ на стоянке или в гараже предполагает, что он расположен отдельно от других помещений, производственного характера и имеет водяной сток. Сварочные, кузнечные, покрасочные и подобные им работы на территории гаража или стоянки запрещены. Спецтранспорт для перевозки горючего хранится отдельно от других машин.

На заметку. Помимо указанных нормативных актов, существуют документы, регламентирующие некоторые специфические сферы оказания транспортных услуг, например, Правила по охране труда на городском электротранспорте (действуют с 20-04-17 г.), транспортных средств на пневмоходу (в действии с 01-10-02 г.), Правила РЖД относительно перевозки собственных сотрудников (в действии с 01-02-16 г.).

Нарушения и последствия

Гражданским кодексом предусмотрены крупные штрафы для нарушителей. Так, согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение нормативных требований ОТ в общем случае можно подвергнуть штрафу:

  • ответственных лиц организации (и ИП) – в размере 2-5 тыс. руб.;
  • организацию как юр. лицо – 50-80 тыс. руб.

Далее, в связи с особенностями нарушений, штрафы могут возрастать. Так, если трудовой инспектор при проверке обнаружит отсутствие инструкции по охране труда, то на организацию может быть наложен первичный штраф в размере от 50 тыс. руб. до 80 тыс. руб., а в дальнейшем при игнорировании требований контролирующего органа возможно наложение штрафа повторно: от 100 до 200 тыс. руб. на организацию и несколько ниже – на ИП. При неуплате штрафов дело может быть передано в суд. Кроме того, полномочиями контролирующего органа деятельность нарушителя может быть приостановлена.

Согласно ст. 11.32 КоАП РФ за нарушения при проведении медосмотров могут последовать штрафные санкции:

  • на физ. лиц — в размере до 1,5 тыс. руб;
  • на ответственных лиц — 2-3 тыс. руб.;
  • на юр. лиц — 30-50 тыс. руб.

При этом предприниматели приравниваются к организациям.

На заметку. На основании нормативных документов издаются типовые инструкции для работников автотранспорта (водителей и других специалистов), где обязанности и ответственность обозначены более подробно. В связи с изменениями действующего законодательства могут последовать и их изменения. Об этом необходимо помнить лицам, ответственным за безопасность труда в транспортной организации.

Главное

  1. Охрана труда в сфере автотранспорта регламентируется ТК РФ, Межотраслевыми правилами, Положением об особенностях режима водителей и другими нормативными актами.
  2. Нарушения правил ТБ на автомобильном транспорте влечет штрафы, от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Кроме того, деятельность такой организации может быть приостановлена до устранения нарушений.
  3. С 27.09.2018 г. Межотраслевые правила теряют свою актуальность. Вместо них будут применяться новые Правила, утвержденные Приказом Минтруда №59н от 06.02.18 г.
ДЗЕН! А на нашем Дзен-канале ещё больше интересного! Обязательно перейди и подпишись.
Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии

Ассистентус — это сайт для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков
0,072 | 31 | 8.07