Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Служба охраны труда на предприятии

1315

Соблюдению требований охраны труда законодательство РФ уделяет особое внимание. Формальный подход к этому вопросу может вылиться для руководителя в череду серьезных проблем. Требований к работодателю довольно много, значит, к созданию службы ОТ на предприятии нужно подойти со всей серьезностью.

Что может служба охраны труда

Полномочия и должностные обязанности службы охраны труда весьма широки. В перечень общих задач входит:

  • создание условий для выполнения требований ОТ;
  • контроль исполнения пакета нормативных актов, касающихся ОТ, в том числе и локальных актов предприятия;
  • профилактика травматизма на производстве, профзаболеваний, совершенствование условий труда;
  • информационная поддержка работников и руководства в сфере ОТ, пропаганда знаний ОТ в рабочем коллективе.

Из общих задач вытекают обязанности (функции), среди которых можно выделить:

  • аналитическую работу с данными по профтравматизму и профзаболеваниям на предприятии, принятие мер по сбору нужных данных в структурных подразделениях, оценке вредных и опасных факторов, оборудования;
  • работу по проведению СОУТ (спецоценки условий труда);
  • участие в разработке и согласовании технологической документации в части ОТ, контроль объектов производства на соответствие нормам ОТ;
  • работу над колдоговором и иными ЛНА в части ОТ;
  • участие в расследовании несчастных случаев на производстве, организацию такого расследования;
  • обучение персонала безопасному использованию рабочих мест и производственной среды в целом, проведение вводных и иных инструктажей;
  • сдачу отчетности контролирующим органам.

Полномочия работников подразделения — это:

  • посещение рабочих и бытовых помещений в любое время;
  • изучение имеющейся документации по ОТ;
  • подготовка и передача указаний по устранению обнаруженных нарушений и их контроль;
  • отстранение от работы сотрудников, не прошедших инструктаж, медосмотр, пренебрегающих средствами индивидуальной защиты и нормами законодательства по ОТ в целом;
  • оформление докладных записок руководителю по вопросам выявленных нарушений, требование письменных объяснений от нарушителей;
  • предложения руководству о поощрении добросовестных, инициативных сотрудников, оказывающих помощь службе в сфере ОТ;
  • при проведении проверок условий труда привлечение других специалистов предприятия с разрешения руководителя;
  • по просьбе работодателя представление интересов фирмы во взаимодействии с третьими лицами.

Численность и структура службы

Согласно ст. 217 ТК РФ работодатель должен иметь службу охраны труда, если он:

  • осуществляет производственную деятельность;
  • имеет численность работников свыше 50 человек.

Производственной деятельностью в ст. 209 ч. 9 ТК РФ именуется не только выпуск готовой продукции из сырья, но и строительство, различные услуги. Фирмы, оказывающие услуги, не освобождены от обязанности создания службы ОТ. Об этом дополнительно можно прочитать и в письме Минтруда № 15-2/ООГ-2136 от 10/06/16 г.

Если численность рабочего коллектива меньше, директор по своему усмотрению может создать такую структуру или ввести в штат должность специалиста по охране труда с учетом специфики работы фирмы. Малая численность компании позволяет сэкономить на создании подразделения. Соответствующие обязанности могут выполняться:

  • руководителем фирмы или индивидуальным предпринимателем лично;
  • уполномоченным руководством работником фирмы;
  • привлеченным со стороны специалистом или организацией, специализирующейся на услугах в сфере ОТ (на основе договора ГПХ).

Важно! Только аккредитованные организации и специалисты имеют право оказывать услуги в области ОТ. Об этом сказано в приказе Минздравсоцразвития № 205н от 01/04/10 г.

Законодатель не делает исключений: любая фирма, вне зависимости от величины бизнеса, должна иметь специалистов по ОТ.

На основе норм ТК РФ разработаны нормативы и рекомендации по созданию службы:

  1. Постановление Минтруда № 10 от 22/01/2001 г. (межотраслевые нормативы численности службы ОТ).
  2. Постановление Минтруда № 14 от 08/02/2000 г. (рекомендации по организации службы ОТ).

Так, если среднесписочная численность составляет до 700 человек включительно, функция службы ОТ может быть поручена отдельным специалистам. Такое возможно, только если в коллективе нет рабочих, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах. Если указанные условия не выполняются, нужно создавать бюро (вместе с руководителем составляет 3-5 человек) или отдел (6 и более специалистов).

Служба подчиняется напрямую работодателю. Для нее выделяется отдельный кабинет, обеспеченный средствами связи и оргтехникой, приспособленный для приема посетителей.

Руководитель должен организовывать систематическое повышение квалификации специалистов, контроль их знаний, обеспечивать службу нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для самообразования работников, проведения инструктажей и пр.).

Профстандарт и должностные инструкции

Деятельность работников службы должна быть регламентирована должностными инструкциями. За каждым из них закрепляются определенные функции.

До недавнего времени при составлении должностных инструкций специалисты опирались на требования Единого квалификационного справочника (утв. пр. Минздравсоцразвития № 559н от 17/05/12). С 01/09/21 г. вступает в действие новый профстандарт «Специалист в области охраны труда» (пр. Минтруда № 274н от 22/04/21). Необходимо руководствоваться именно этим документом.

Если служба уже действует, нужно привести должностные инструкции в соответствие с профстандартом. Необходим также пересмотр штатного расписания и наименований должностей специалистов.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ