Ст. 105 ТК описывает нюансы деления рабочего дня на части. Она завершает отведённую под перечисление и характеристику допустимых режимов рабочего времени гл. 16 ТК. Также она является заключительной для раздела IV ТК, посвящённого рабочему времени.
Описание ст. 105 ТК
Эта статья состоит из одного абзаца. В нём говорится, что на тех работах, где это требуется из-за особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых меняется в течение дня (смены), трудовой день может делиться на части. Обязательное условие для этого разделения – общая длительность времени труда не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.
Подобное разделение оформляется нанимателем на базе локального нормативного акта, принятого с учётом замечаний выборного органа первичной профорганизации.
Рассмотренная статья прописывает базовые моменты дробления рабочего дня на части. Важным правилом, закреплённым этой статьёй, является необходимость для нанимателя при оформлении подобного нестандартного режима труда предварительно консультироваться с профсоюзом.
Вопросы по ст. 105 ТК
Каковы необходимые предпосылки для использования нанимателем возможностей данной статьи?
Раздробленный трудовой день не может вводиться работодателем на субъективной основе. Для этого должны быть объективные предпосылки, которые перечислены в этой статье:
- наличие особенного характера трудовой деятельности;
- необходимость ввода в действие нормативного акта;
- обязательность консультаций с профсоюзом.
Лишь при соблюдении совокупности этих условий наниматель вправе раздробить трудовой день.
Отдельно нужно заметить, что особенности работы, упомянутые в ст. 105, не закреплены формально в какой-то правовой форме. Следовательно, в известной степени их использование для обоснования введения режима работы по ст. 105 остаётся на усмотрение нанимателя.
Для каких отраслей на практике востребована ст. 105 ТК?
Выделяют две отрасли, которые интенсивно используют режим дробления трудового дня: городские пассажирские перевозки и связь. Это обусловлено тем, что от служащих, непосредственно задействованных в этих отраслях, требуется максимальное напряжение сил в определённые часы, зато в другие необходимость интенсивной нагрузки спадает.
Можно выделить два примера, когда режим нагрузки по ст. 105 ТК используется на общефедеральном уровне:
- для водителей трамваев и троллейбусов раздробленный трудовой день предусмотрен п. 9 Приложения к Приказу Минтранса №404 от 02.10.20;
- для отдельных групп лиц, занятых в отрасли связи, разделение трудового дня прописано в п. 3 Приложения №1 к Приказу Минсвязи №112 от 08.09.03.
Во втором случае при идентификации лиц, для регулирования трудовой нагрузки которых применяется ст. 105 ТК, используется Приложение №3 к этому же Приказу.
В упомянутых документах не только предусмотрено расчленение рабочего дня на части, но и приведены примеры подобного разделения. Так, для водителей можно разделить их трудовой день на две части. При этом перерыв между частями ограничен двумя или тремя часами; использоваться он может не позднее, чем через пять часов после начала работы. Также общая длительность работы ограничена 10 или 12 часами.
Подобные ограничения обусловлены как потребностями нанимателя, который хочет наиболее продуктивно использовать подчинённых, так и состоянием здоровья служащих.
Отдельно нужно заметить, что при расчёте нагрузки лиц, занятых на условиях ст. 105 ТК, может применяться суммированный учёт времени труда по ст. 104 ТК.