Статья 172 ТК отведена под характеристику гарантий тем сотрудникам, которые были выбраны в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления. Она оформлена в виде отсылочной нормы, предполагая, что эти гарантии оформляются с помощью профильного законодательства.
Содержание ст. 172 ТК
Данная статья состоит из единственного абзаца. В нём указывается, что гарантии сотрудникам, освобождённым от основной работы после их избрания на выборные должности уровня органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливаются с помощью профильного законодательства на уровне:
- Российской Федерации;
- её отдельных регионов.
Данная статья, как видно из её содержания, имеет аскетическую форму, фактически отсылая за подробностями данных гарантий к соответствующему законодательству.
Вопросы по применению ст. 172 ТК
Какие законы федерального уровня определяют гарантии, упомянутые в данной статье?
В отношении российских сенаторов и депутатов Госдумы п. 2 ст. 25 ФЗ №3 от 08.05.94 устанавливает, что их стаж пребывания в выборной должности засчитывается в общий стаж, в т.ч. по специальности. После их ухода с должности непрерывный стаж сохраняется для них ещё полгода, даже без трудоустройства в этом периоде. А пункт 5 данной статьи устанавливает гарантии и для супругов вышеупомянутых выборных лиц. Для них стаж продолжает начисляться, если они ушли с основной работы по причине переезда выбранных сенаторов и депутатов к их новому месту деятельности.
Также в этом ФЗ указаны гарантии, связанные непосредственно со служебным статусом выборных лиц. Основные из них:
- направление запроса в соответствующие органы;
- внеочередной приём у руководителей структур госвласти;
- получение и распространение соответствующих данных;
- неприкосновенность в части освобождения от ответственности за исключением ситуаций, когда она снимается в порядке, специально прописанном в законодательстве;
- законодательную инициативу;
- иные гарантии служебного типа.
В этом же ФЗ предусмотрен обширный блок гарантий материального плана, перечисленных во втором разделе в статьях 22-40. Основные из них:
- дополнительный оплачиваемый отпуск;
- доступ к медицинскому и бытовому обслуживанию соответствующего качества;
- предоставление отдельного служебного кабинета, оснащённого необходимой рабочей инфраструктурой (мебелью, связью и т.д.);
- предоставление за счёт бюджета транспорта и средств коммуникации;
- обеспечение жилым помещением в Москве;
- предоставление в случае необходимости гостиничного номера;
- возмещение расходов в определённом размере;
- иные гарантии материального плана.
Основная часть гарантий действует на срок полномочий депутатов и сенаторов. Также есть и некоторые гарантии для их помощников, например, в части обеспечения номером в гостинице.
В третьем разделе этого ФЗ прописаны гарантии в части обеспечения безопасности служебной деятельности депутатов и сенаторов. Предусмотрены наказания за проявление к ним неуважения, создание искусственных препятствий для их работы и т.д.
Отдельные гарантии предусмотрены для должности Президента. Они определяются отдельным ФЗ №12 от 12.02.01. В нём предусмотрены следующие их разновидности:
- неприкосновенность после ухода с должности;
- охрана, медобслуживание соответствующего класса и иные льготы социального и правового типа;
- материальное, бытовое обеспечение соответствующего уровня;
- транспортное обслуживание;
- доступ к соответствующим коммуникациям и средствам связи;
- оплата определённого числа помощников.
Для всех вышеперечисленных гарантий предусмотрен специальный порядок финансирования.
Также этим ФЗ предусмотрены обширные гарантии для членов президентской семьи в части обеспечения охраной, медобслуживанием и т.д. Отдельно оговорены гарантии для членов семьи Президента после его кончины.
Какие могут быть гарантии лицам, выбранным в соответствующие органы на региональном уровне?
Их объём и качество варьируется по регионам в зависимости от положений конкретных профильных правовых документов. Их разновидностями являются:
- зачёт депутатского стажа в общий трудовой стаж, в т.ч. и по специальности;
- дополнительный оплачиваемый отпуск;
- выплаты определённых сумм, например, в случае неудачи на новых выборах;
- оплата региональным бюджетом в определённых границах затрат депутата на соответствующее повышение квалификации;
- иные гарантии, в том числе материального плана.
Примерно такой же разновидности гарантии, связанные, прежде всего, с зачётом депутатского стажа, устанавливаются и на уровне муниципальных выборных структур. Как и у разных регионов, объём этих гарантий может различаться в зависимости от конкретного муниципалитета.