Ст. 22.2 ТК описывает алгоритм введения электронного документооборота (ЭДО) и приёма на работу к нанимателю, использующему ЭДО. Она принята в ноябре 2021 г.
Описание ст. 22.2 ТК
В её начале говорится, что наниматель вправе принять решение о введении ЭДО.
Подчёркнуто, что ЭДО внедряется нанимателем на базе локального акта, принимаемого им с учётом пожеланий первичной профорганизации в порядке, закреплённом ст. 372 ТК, и который содержит:
- порядок доступа к ИС нанимателя (при необходимости);
- списки электронных документов (ЭД) и групп служащих, затрагиваемых ЭДО;
- данные об информационной системе (системах) (ИС), с помощью которой наниматель будет реализовывать ЭДО;
- срок уведомления служащих о переходе на взаимодействие с нанимателем при помощи ЭДО, а также информация о дате введения ЭДО, устанавливаемой не ранее дня истечения срока вышеуказанного уведомления.
Упомянуто, что алгоритм реализации ЭДО утверждается нанимателем с учётом пожеланий первичной профорганизации в порядке, закреплённом ст. 372 ТК, и может предусматривать:
- сроки подписания служащим ЭД и/или ознакомления с ними с учётом рабочего времени служащего, периодичность такого подписания и ознакомления;
- порядок инструктирования служащих по взаимодействию с нанимателем при помощи ЭДО (при необходимости);
- исключения, когда документы, перечисленные в абзаце 4 ч. 2 ст. 22.2 ТК, можно оформить в бумажном формате;
- принципы взаимодействия нанимателя с представительным органом служащих и/или первичной профорганизацией и с комиссией по трудовым спорам (при необходимости).
Указано, что наниматель уведомляет каждого сотрудника в срок, закреплённый локальным актом (ч. 2 ст. 22.2 ТК), о переходе на взаимодействие с ним при помощи ЭДО и праве служащего согласиться на это взаимодействие.
Упомянуто, что переход на взаимодействие с нанимателем с помощью ЭДО происходит на базе письменного согласия служащего, за исключением ситуации из ч. 7 ст. 22.2 ТК. Отсутствие согласия служащего на взаимодействие с нанимателем при помощи ЭДО считается его отказом от подобного взаимодействия. Но служащий может выразить согласие в будущем.
Подчёркнуто, что наниматель обязан проинформировать об осуществлении ЭДО трудоустраивающиеся к нему лицо. При этом лицо, имеющее трудовой стаж на 31.12.21, при приёме на работу к нанимателю, который реализует или решил ввести ЭДО, вправе дать согласие на взаимодействие с нанимателем при помощи ЭДО.
Упомянуто, что согласие на взаимодействие с нанимателем в формате ЭДО не требуется от лиц, принятых (принимаемых) на работу после 31.12.21 и у которых на эту дату отсутствует трудовой стаж.
Подчёркнуто, что отсутствие согласия служащего или трудоустраивающегося лица на взаимодействие с нанимателем с помощью ЭДО (за исключением ситуации, прописанной в ч. 7 ст. 22.2 ТК) либо отсутствие у служащего или трудоустраивающегося лица электронной подписи не может являться причиной для отказа в трудоустройстве или увольнения сотрудника.
Упомянуто, что наниматель должен безвозмездно предоставлять служащим, которые в соответствии с ч. 5 и ч. 6 ст. 22.2 ТК не проявили согласия на взаимодействие при помощи ЭДО, надлежаще заверенные документы, связанные с их работой у него, в бумажном формате.
Указано, что при заключении трудового договора документы, упомянутые в ст. 65 ТК, могут быть предъявлены трудоустраивающимся лицом в формате, согласованном с нанимателем, в том числе в формате ЭД, если альтернативный порядок не прописан в законодательстве РФ.
Подчёркнуто, что ознакомление трудоустраивающегося лица с документами, упомянутыми в ч. 3 ст. 68 ТК, может проходить в электронном формате.
Упомянуто, что наниматель несёт расходы на получение служащим электронной подписи (при её отсутствии) и её использование.
Подчёркнуто, что сотрудник или трудоустраивающееся лицо вправе использовать ранее полученную самостоятельно усиленную квалифицированную электронную подпись.
Рассмотренная статья детально разбирает нюансы введения ЭДО. Наиболее важным её моментом можно считать добровольный принцип перехода нанимателя на ЭДО. Причём этот переход должен сопровождаться соблюдением условий, прописанных как в ст. 22.2 ТК, так и в других частях ТК.
Отдельно нужно заметить, что постепенный переход на ЭДО – он происходит не только в отношении кадровой документации – является магистральным направлением госполитики, причём на глобальном уровне. Следовательно, можно ожидать и других законодательных инициатив по стимулированию внедрения ЭДО во все сферы социально-экономической деятельности.
Ключевые вопросы по ст. 22.2 ТК
Какие нюансы нужно учитывать при использовании этой статьи на практике?
Их довольно много. В первую очередь нужно помнить, что данная статья комплексно принималась со ст. 22.1 и ст. 22.3 ТК. Следовательно, при её применении нужно досконально изучить и две другие статьи.
Ст. 22.1 ТК содержит следующие важные моменты:
- формулировки профильных понятий;
- актуальные для ЭДО документы;
- разновидности информационных систем (ИС), могущих задействоваться при ЭДО и пр.
Ст. 22.3 ТК затрагивает следующие аспекты ЭДО:
- принципы взаимодействия нанимателя и подчинённых при помощи ЭДО;
- нюансы применения сторонами цифровых подписей разной степени защиты;
- форс-мажорные обстоятельства, когда служащий и наниматель могут вынужденно перейти на ЭДО и пр.
Второй важный момент – решение о переходе на ЭДО остаётся за нанимателем. Но требования к переходу и принципы последующего взаимодействия использующих ЭД лиц содержатся в ст. 22.1-22.3 ТК. Например, в ст. 22.1 закреплён бумажный формат для ряда документов, что ограничивает применение к ним формата ЭД. Поэтому можно сказать, что переход с бумажного формата документооборота на электронный происходит не только посредством желаний нанимателя – должны соблюдаться и формальные критерии.
Третий момент – переход на ЭДО требует от нанимателя довольно большого объёма действий, прописанных в ст. 22.2 ТК:
- принятия соответствующего акта после консультаций с профсоюзом;
- уведомления подчинённых о переходе на ЭДО;
- утверждения документа о порядке реализации ЭДО.
Также требуется приготовиться к параллельному хождению документов в бумажном и электронном формате с учётом того, что ст. 22.2 ТК оставляет за подчинёнными опцию отказа от ЭДО.
Отдельный важный момент – ст. 22.2 ТК содержит оговорки о дате 31.12.21. С течением времени значение этих оговорок будет объективно снижаться.
Последний нюанс – нанимателю следует учитывать, что ст. 22.2 ТК возлагает именно на него издержки по обеспечению подчинённых электронными подписями.
Какие документы от нанимателя требует ст. 22.2 ТК?
В первую очередь требуется принять профильный локальный акт в формате приказа. Нюансы его согласования с профсоюзами расписаны в ст. 372 ТК. Формальные требования к его оформлению отсутствуют. Обязательными элементами документа являются:
- список лиц, которые знакомятся с приказом;
- список документов и групп служащих, переводимых в формат ЭДО;
- график перехода на ЭДО и подчинённые, ответственные за его соблюдение;
- наименование ИС, используемой при ЭДО.
Следующим шагом является принятие документа о порядке реализации ЭДО. Как и в ситуации с предыдущим документом, формальные требования к его оформлению отсутствуют – за образец можно брать схожие кадровые документы. Элементами содержания документа являются:
- предпосылки и цели введения ЭДО;
- положения законодательства, являющиеся основанием при реализации ЭДО;
- термины, далее используемые по тексту документа;
- список документов и групп сотрудников, которые переводятся на ЭДО;
- нюансы применения ИС;
- сроки ознакомления подчинённых с ЭДО;
- принципы инструктирования подчинённых по аспектам ЭДО;
- ограничения по применению ЭДО.
Третьим шагом является ознакомление подчинённых с нюансами перехода на ЭДО. Документ составляется в письменном формате отдельно для каждого сотрудника, от которого нужно получение согласия по ст. 22.2 ТК. В нём присутствуют следующие составляющие:
- временные составляющие процесса;
- уведомление служащего о его праве на отказ;
- общие подробности последствий ЭДО;
- просьба об ответной реакции подчинённого.
На заключительном этапе наниматель, во избежание путаницы, может составить реестр подчинённых, получивших уведомление о переводе организации на ЭДО. В нём могут содержаться ФИО подчинённых, даты уведомлений и ответных реакций служащих.