Статья 226 ТК посвящена финансированию мер, нацеленных на улучшение условий труда и его охраны. В ней указаны его источники и ключевые параметры.
Положения ст. 226 ТК
Указывается, что финансирование мер, нацеленных на улучшение условий труда и его охраны, производится за счёт:
- общефедерального бюджета;
- региональных бюджетов;
- местных бюджетов;
- внебюджетных источников.
Основные параметры финансирования прописываются в соответствующих законах и актах.
Также допускается возможность данного финансирования за счёт взносов со стороны организаций и физических лиц. Подчёркнуто, что они носят добровольный характер.
Далее указаны границы этого финансирования нанимателями. Их величина составляет не меньше 0,2% от совокупности издержек на производство товаров/услуг. Исключения из этого правила касаются унитарных предприятий и федеральных госструктур. Стандартный список мероприятий, осуществляемых за счёт данных средств, устанавливается профильной госструктурой, занятой разработкой и осуществлением госполитики в области охраны труда, а также контролем за данной сферой.
Подчёркнуто, что могут создаваться и отдельные профильные фонды по охране труда. Они формируются на уровне:
- отраслей экономики;
- регионов РФ;
- отдельных территорий;
- конкретных нанимателей.
Принципы их формирования прописываются в соответствующих законах и нормативных актах на общефедеральном, региональном и местном уровне.
В конце статьи подчёркнуто, что сотрудник не несёт затрат на мероприятия по улучшению условий труда и его охране.
Рассмотренная статья не только устанавливает характер оплаты мер по охране труда, но и закрепляет освобождение сотрудников от необходимости как-то участвовать в этом финансировании.
Вопросы по использованию положений ст. 226 ТК
О каком стандартном списке мероприятий упоминает эта статья?
Имеется в виду список, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития № 181н от 01.03.12. В него входят:
- обустройство/обновление средств защиты персонала от неблагоприятных производственных факторов;
- монтирование и обслуживание соответствующих средств сигнализации о возникновении ЧП;
- обустройство систем контроля за уровнем опасности окружающей обстановки;
- нанесение соответствующих предупреждающих знаков;
- обучение сотрудников профильным навыкам и проверка этих знаний;
- механизация определённых трудовых функций;
- издание профильных инструкций;
- оборудование специальных медпунктов;
- снабжение сотрудников специальным защитным инвентарём (одеждой, обувью, защитными приспособлениями);
- иные мероприятия, направленные на повышение безопасности и уровня подготовки персонала.
Всего данный перечень включает 32 пункта, охватывающих полный спектр мер по охране труда и повышению степени его безопасности. Но конкретные меры определяются менеджментом предприятия, исходя из его размеров, отрасли, наличия финансов и иных факторов. Обычно они фиксируются в колдоговорах или локальных актах. Данные мероприятия реализуются на ежегодной основе.
Налоговые нюансы финансирования перечисленных мероприятий подробно разъяснены Минфином в письме № 03-03-06/4/95 от 09.08.11.
Какие законы предусматривают создание фондов, упомянутых в данной статье?
В гл. 4 части первой ГК находится параграф 7, в котором описаны параметры функционирования унитарных организаций некоммерческого характера. Среди прочего там упоминается и возможность создания ими фондов. Нюансы их функционирования разобраны в статьях 123.17-123.20-3. А ст. 7 ФЗ № 7 от 12.01.96 предусматривает возможность образования фондов для всей совокупности некоммерческих организаций.
Важно заметить, что перечисленные источники предусматривают возможность создания фондов не только для реализации целей, указанных в ст. 226 ТК. Они могут использоваться и в других направлениях.