Статья 24 ТК РФ определяет основные принципы социального партнерства.
В известной степени провозглашение любых принципов всегда имеет декларативный характер, и провозглашение принципов социального партнерства не исключение. Декларативность объясняется тем, что общие принципы трудового права поставлены в зависимость от конституционных принципов и принципов, провозглашенных международными конвенциями, к которым присоединилась Российская Федерация, и не могут им противоречить.
Таким образом, говоря о принципах социального партнерства, мы должны понимать, что они производны от конституционных положений, а потому неоспоримы и обязательны к исполнению.
В целом это означает, что любое отклонение от провозглашенных ТК РФ принципов социального партнерства делает правоотношение незаконным. Государство берет на себя в данном случае роль арбитра, оценивающего правоотношение в сфере социального партнерства на предмет соответствия основным принципам, в том числе и конституционным.
Равноправие сторон
Первый провозглашенный статьей 24 ТК РФ принцип равноправия сторон социального партнерства номинально уравнивает права работника и работодателя в соответствии с положениями Конвенции № 98 Международной организации труда «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров».
В соответствии с положениями Конвенции любые дискриминационные действия в отношении трудовых объединений недопустимы. Разумеется, любая попытка адаптации Конвенции № 98 МОТ, принятой в 1949 году, к современным реалиям требует расширительного толкования.
Дело в том, что Конвенция принималась в разгар противостояния профсоюзов, как выразителей идей рабочего класса, и работодателей. То есть, говоря о свободе трудовых объединений, Конвенция говорит о профсоюзах, а не, к примеру, союзах работодателей.
Посредством расширительного толкования положений Конвенции можно приблизить ее к положениям ТК РФ о социальном партнерстве и вывести на новый уровень. Так, положения Конвенции можно рассматривать как необходимость в государственной защите интересов как трудящихся, так и работодателей и в недопущении любого вмешательства в деятельность организаций, представляющих интересы работников и работодателей.
С учетом того, что интересы работников и работодателей в большинстве случаев антагонистичны, следует думать, что в качестве вмешательства в деятельность репрезентативных организаций следует отнести попытки подчинения любыми способами интересов одной организации интересам другой организации. К способам подчинения можно отнести:
- лоббирование интересов той или иной организации;
- финансирование организаций, представляющих противоположные интересы;
- курирование.
В качестве гаранта соблюдения принципов социального партнерства выступает государственная власть в лице принимаемых ею нормативных актов. С этой целью государственные органы не только следят за соблюдением закона в сфере трудовых отношений, но и сами вступают в эти правоотношения в качестве равноправных партнеров.
Уважение и учет интересов
Помимо принципа равноправия ст. 25 ТК РФ упоминает также и принцип уважения и учета интересов сторон социального партнерства. Материальным олицетворением этого принципа является договор, призванный регулировать трудовые правоотношения. Регулирующая роль договора проявляется в согласовании волеизъявлений работников и работодателей.
Естественно, что волеизъявление стороны — это наиболее благоприятный для этой стороны вариант развития отношений, и не факт, что волеизъявление, к примеру, работника, не будет противоречить воле работодателя. То есть задача договора — нивелировать противоречия в волеизъявлениях сторон до степени их приемлемости для каждого участника договора.
Государственное содействие
Выше мы уже говорили, что государство, как регулирующий участник социального партнерства, принимает на себя роль арбитра в нивелировании противоречий между интересами работников и работодателей. Эта «арбитражная» роль государства состоит в обеспечении деятельности комиссий по регулированию трудовых правоотношений.
Этой функцией роль государства в социальном партнерстве не исчерпывается. Соблюдая принципы, провозглашенные статей 24 ТК РФ, государство не вправе издавать нормативные акты, которые в той или иной мере ущемляли бы интересы и законные права сторон социального партнерства.
Верховенство закона
Третий принцип, провозглашенный в статье 24 ТК РФ, — это принцип соблюдения сторонами социального партнерства положений ТК РФ и иных нормативных и подзаконных актов, регламентирующих трудовые правоотношения.
Это означает, что договор, как основа социального партнерства, может быть заключен только в рамках закона, даже если нивелирование разногласий между работниками и работодателями будет затруднительным в рамках закона.
Полномочия представителей
С юридической точки зрения принцип полномочности представителей сторон социального партнерства — это в некотором смысле юридический нонсенс, поскольку само понятие представителя в гражданском праве уже включает в себя условие наличия у него полномочий, предоставленных либо в силу закона, либо в силу наделения. Соответственно, отсутствие полномочий влечет за собой недействительность любого акта или действия, осуществленного неуполномоченным представителем.
Тем не менее, принцип полномочности представителей присутствует в ст. 24 ТК РФ, хотя целесообразность его включения в текст статьи может быть подвергнута критике.
Свобода выбора, реальность, подконтрольность и ответственность
Выше мы уже отметили, что провозглашение принципов всегда носит декларативный характер. В полной мере признакам декларативности соответствуют следующие нотифицированные в ст. 24 ТК РФ принципы:
- свободы выбора при обсуждении вопросов, относящихся к трудовым правоотношениям. Поскольку материальным выражением социального партнерства является договор, то свобода выбора определяется, помимо всего прочего, также и принципами контрактуального права;
- добровольности принятия обязательств сторонами социального партнерства. Опять-таки применительно к договорным правоотношениям это прямо вытекает из принципов контрактуального права, поскольку договор — это всегда следствие добровольного волеизъявления сторон в рамках, определенных законом;
- реальности обязательств. Как и в любой иной договор, в договор, относящийся к сфере социального партнерства, следует включать только реальные, то есть выполнимые обязательства;
- обязательности выполнения коллективных договоров. Любой договор налагает обязательства на контрагентов;
- ответственности сторон социального партнерства. Исполнение любого договора подразумевает юридическую ответственность за неисполнение договорных обязательств;
- контроля за выполнением коллективных договоров, как механизма обеспечения исполнения договорных обязательств.