Статья 365 ТК посвящена нюансам сотрудничества федеральной инспекции труда с органами государства, местного самоуправления и организациями. Она перечисляет список структур, с которыми происходит подобное взаимодействие.
Структура ст. 365 ТК
В данной статье говорится, что федеральная инспекция труда осуществляет свою профильную деятельность во взаимодействии со следующими структурами:
- федеральными органами исполнительной власти, ответственными за госнадзор в установленной сфере деятельности;
- другими федеральными учреждениями исполнительной власти;
- региональными органами исполнительной власти и местного самоуправления;
- органами прокуратуры;
- профсоюзами и их объединениями;
- объединениями нанимателей;
- иными организациями.
Рассмотренная статья имеет списочный характер. Она перечисляет организационные структуры, с которыми взаимодействуют служащие федеральной инспекции труда в своей профессиональной деятельности. Более подробно аспекты данного сотрудничества раскрыты в профильных документах соответствующих ведомств.
Основные вопросы по использованию ст. 365 ТК
Какова причина создания данной статьи?
В ст. 5 Конвенции МОТ № 81 (принята в 1947 году, ратифицирована для РФ в 1998) говорится, что продуктивная деятельность госинспекции труда предполагает её сотрудничество с другими госструктурами, а также правительственными и частными учреждениями, занятыми аналогичной деятельностью. Также говорится, что в своей деятельности она взаимодействует с бизнес-сообществом и организациями трудовых коллективов. Следовательно, ст. 365 ТК конкретизирует соответствующие положения конвенции МОТ, регулирующие принципы функционирования госинспекции труда в международном масштабе.
Какие именно аспекты взаимодействия подразумеваются в комментируемой статье?
Базовые принципы взаимодействия между различными структурами, занятыми контрольно-надзорными мероприятиями, разобраны в ст. 7 ФЗ № 294 от 26.12.08, посвящённого защите лиц, являющихся объектом этих проверок. В ней упомянуты следующие аспекты взаимного сотрудничества:
- информирование о профильных нормативных актах и документах;
- урегулирование нюансов плановых проверок;
- информирование о результатах и эффективности контрольно-надзорных мероприятий;
- подготовка предложений по способам улучшений контрольно-надзорных мероприятий;
- принятие специальных регламентов, призванных усовершенствовать сотрудничество государственных и муниципальных контрольных структур, а также их сотрудников;
- улучшение квалификации специалистов, задействованных в контрольно-надзорной деятельности.
Нужно отметить, что перечисленные аспекты реализуются на базе следующих принципов сотрудничества между различными госструктурами:
- взаимное равенство;
- соблюдение положений актуального законодательства;
- самостоятельность в границах своей компетенции;
- взаимная ответственность;
- максимально возможная открытость.
На практике взаимодействие инспекции труда с другими структурами, как государственными, так и общественными, происходит по следующим вопросам трудовых взаимоотношений:
- обмен профильной информацией;
- разработка совместных образовательных программ;
- создание документации, определяющей параметры проверок;
- обсуждение практики использования законов и актов о труде.
Более подробно принципы взаимодействия могут оговариваться, к примеру, в специальных соглашениях о сотрудничестве между государственной службой по труду и профсоюзными объединениями.