Статья 37 ТК документирует принципы ведения переговорных процессов между нанимателями и трудовыми коллективами по социально-трудовым вопросам.
Содержание ст. 37 ТК
В начальной части этой статьи говорится, что представители сторон, принимающие участие в переговорах коллективного формата, сами вправе выбирать обсуждаемые вопросы.
Далее указывается, что две или более первичные профорганизации вправе сформировать объединённый орган для урегулирования с нанимателем вопросов по следующим направлениям:
- проведение переговоров коллективного формата;
- разработка первоначального коллективного договора;
- его заключение в окончательном формате.
Эта возможность даётся им в случае, если в них входит больше половины сотрудников конкретного нанимателя.
Сформированный единый представительный орган обязан удовлетворять следующим условиям:
- численность его членов пропорциональна количеству людей в создавших его профорганизациях;
- каждая из создавших его профорганизаций должна иметь в нем своих представителей.
После окончания формирования орган имеет право направить нанимателю предложение начать переговоры. Если же нанимателем выступает ИП, то этот орган может сформировать и одна профорганизация (при условии, что в ней состоит больше половины сотрудников).
В следующем абзаце рассматривается случай, когда в профорганизациях состоят меньше чем 50% сотрудников нанимателя. Указано, что в такой ситуации общее собрание сотрудников путём тайного голосования имеет право самостоятельно выбрать одну из действующих профорганизаций для начала переговоров с нанимателем от имени всего трудового коллектива.
Если же профорганизации отсутствуют или у сотрудников нет определённости по их выбору, то общее собрание персонала вправе выбрать для переговоров иных представителей, передав им необходимый объём полномочий.
В следующей части статьи прописан формат действий представительного органа, сформированного в соответствии с вышеуказанными параметрами. После уведомления нанимателя о ведении переговоров этот орган обязан известить об этом все иные профорганизации, функционирующие у данного нанимателя. Далее в пятидневный срок их представители обязаны быть допущены в состав данного органа. Если иные профорганизации проигнорировали предложение, то переговоры с нанимателем продолжаются без них (но месяц у них сохраняется опция направить в орган своих представителей).
Затем излагаются особенности представительства сотрудников при переговорах на уровне РФ, её субъектов, какой-то отрасли или территории. Право представлять их интересы даётся соответствующим профсоюзам или их объединениям. Любой из них может участвовать в деятельности единого органа, представляющего интересы трудовых коллективов. Если договорённости о создании данной структуры добиться не удалось, то право представлять интересы сотрудников передаётся профсоюзу с наибольшей численностью.
Подчёркнуто, что стороны переговоров обязаны не позже чем через две недели предоставить данные, необходимые в процессе переговоров по трудовым вопросам.
Далее указывается, что вовлечённые в переговорные процессы стороны обязаны принять меры для сохранения информации конфиденциального характера. Предупреждается, что виновные в разглашении этих данных лица несут ответственность в соответствии с параметрами актуального законодательства.
В заключительной части статьи указано, что такие параметры, как сроки, место и порядок переговоров, определяются представителями сторон, вовлечённых в данные переговорные процессы.
Порядок применения ст. 37 ТК
На основе каких актов действует ст. 37 ТК?
Необходимо упомянуть Конвенции МОТ № 87 и 98, принятые, соответственно, в 1948 и 1949 годах. В этих документах оговорены основные организационные моменты переговоров между нанимателями и сотрудниками в коллективном формате. Так, в них отмечено, что стороны вправе дискутировать по широкому кругу вопросов, ограничение которых неприемлемо. Но при этом нужно отметить, что эти вопросы должны охватывать именно трудовой спектр отношений.
О какой ответственности за разглашение конфиденциальных сведений говорит ст. 37 ТК?
Она упоминает несколько форматов ответственности:
- дисциплинарная (по ст. 192 ТК);
- административная (ст. 13.11 КоАП);
- гражданско-правовая (статьи 15, 1068 и 1472, соответственно, частей 1, 2 и 4 ГК);
- уголовная (статьи 183 и 283 УК).
Сами же сведения могут быть весьма обширны и охватывать сферу коммерческой тайны, налоговой и т.д.