Статья 370 ТК описывает возможности профсоюзов в плане контроля за соблюдением нанимателями законов и актов, относящихся к трудовому праву. Также в ней рассмотрены нюансы контроля за выполнением колдоговоров и соглашений.
Структура ст. 370 ТК
В её начале говорится, что профсоюзы вправе контролировать соблюдение нанимателем законов и актов, относящихся к трудовому праву, корректное выполнение им колдоговоров и соглашений.
Подчёркнуто, что нанимателю предоставляется неделя со дня вручения требования о ликвидации обнаруженных у него нарушений. За это время он должен уведомить профсоюз об итогах рассмотрения требования и принятых по факту проверки мерах.
Упомянуто, что общероссийские профсоюзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда. Их цели:
- отслеживание соблюдения законов и актов, относящихся к трудовому праву;
- наблюдение за корректным выполнением колдоговоров, соглашений.
Эти инспекции наделяются правами, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.
Подчёркнуто, что межрегиональное (территориальное) объединение организаций профсоюзов, функционирующее в регионе РФ, вправе образовывать свои инспекции труда, действующие на основе принимаемых ими положений, созданных на базе стандартных документов соответствующего общефедерального объединения профсоюзов.
Упомянуто, что инспекторы труда в положенном порядке вправе свободно посещать любых нанимателей, у которых трудятся сотрудники, состоящие в профсоюзе или их объединении. Цели этих визитов:
- контроль соблюдения нанимателями законов и актов, относящихся к трудовому праву и профсоюзной деятельности;
- отслеживание выполнения положений колдоговоров и соглашений.
Отдельно перечислены права, которыми обладают вышеуказанные инспекторы и уполномоченные лица по охране труда. Они могут:
- контролировать корректность соблюдения нанимателями законов и актов, относящихся к трудовому праву;
- заниматься независимой экспертизой в сфере условий труда и гарантий безопасности персонала;
- участвовать в расследовании производственных ЧП и профзаболеваний;
- получать данные от должностных лиц и нанимателей об условиях труда и его охране, а также о производственных ЧП и профзаболеваниях;
- отстаивать права членов профсоюза по аспектам компенсации вреда, причинённого на работе их здоровью;
- передавать нанимателям требования о приостановке работ в ситуациях наличия прямой угрозы жизни и здоровью сотрудников;
- передавать нанимателям требования по ликвидации идентифицированных нарушений законов и актов, относящихся к трудовому праву;
- отслеживать состояние условий и охраны труда, выполнения нанимателями их обязательств, закреплённых колдоговорами и соглашениями;
- участвовать как независимые эксперты в деятельности комиссий по проверке и приёму средств производства;
- участвовать в урегулировании споров, связанных с нарушением законов и актов, относящихся к трудовому праву, обязательств, закреплённых в колдоговорах и соглашениях, а также с изменениями параметров работы;
- участвовать в разработке проектов общефедеральных, региональных и местных законов и актов, относящихся к трудовому праву;
- участвовать в разработке проектов подзаконных актов, содержащих государственные критерии в сфере охраны труда, а также согласовывать их в соответствующем порядке;
- обращаться в профильные структуры с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и актов, относящихся к трудовому праву, сокрытии данных о производственных ЧП.
Подчёркнуто, что профсоюзы и их инспекции труда при реализации перечисленных опций сотрудничают с федеральной госструктурой, занимающейся контролем за соблюдением законов и актов, относящихся к трудовому праву, и её региональными представительствами, а также другими госструктурами, занятыми соответствующей контрольно-надзорной деятельностью.
Упомянуто, что уполномоченные лица по охране труда могут свободно отслеживать соблюдение нормативов охраны труда и вносить должностным лицам и нанимателям предложения о ликвидации обнаруженных нарушений в этой сфере. Причём эти предложения носят обязательный для рассмотрения характер.
Рассмотренная статья предусматривает широкий спектр возможностей профсоюзов и их сотрудников по отслеживанию некорректных действий работодателя в сфере трудовых взаимоотношений. В практическом плане её возможности раскрываются с учётом остальных статей гл. 58 ТК и посвящённого профсоюзной деятельности ФЗ № 10 от 12.01.96.
Основные вопросы по использованию ст. 370 ТК
О каком праве профсоюзов по контролю действий нанимателя упоминается в начале статьи?
Об этом праве говорится в статьях 13 и 19 посвящённого профсоюзам ФЗ № 10 от 12.01.96. Стоит отметить, что их положения во многом повторяются в комментируемой статье.
Какова правовая база деятельности профсоюзов?
На уровне международных соглашений они действуют на базе Конвенции МОТ № 87 от 1947 года, Рекомендации МОТ № 143 от 1971 года, соответствующих Резолюций МОТ.
В РФ ключевым источником, определяющим их роль и полномочия, является вышеупомянутый ФЗ № 10 от 12.01.96. В нём рассмотрены следующие моменты их функционирования:
- независимость профсоюзов;
- нюансы составления и действия их уставов;
- аспекты госрегистрации профсоюзов;
- их ключевые возможности и т.д.
Другим ключевым источником является гл. 58 ТК, которую открывает комментируемая статья. В ней описаны такие моменты, как учёт мнения профсоюзов нанимателем, гарантии их членам и т.д. Также разные аспекты деятельности профсоюзов затронуты и в других главах ТК.