Статья 371 ТК посвящена принятию решений работодателем с учётом мнения действующего у него профсоюза. Она имеет минимальный объём и отсылочный характер.
Структура ст. 371 ТК
В её единственном абзаце говорится, что работодатель принимает решения с учётом мнения соответствующего профсоюзного органа в ситуациях, предусмотренных ТК.
Данная статья содержит существенное положение о важности мнения профсоюза для нанимателя. Но полностью её значимость раскрывается в комплексе с другими статьями ТК, в которых упоминается про роль профорганизаций.
Основные вопросы по использованию ст. 371 ТК
О каких именно ситуациях, предусмотренных ТК, говорится в этой статье?
Статей ТК, в которых упоминается о необходимости учёта мнения профсоюза или его аналогов, более двух десятков. Так, наниматель должен учитывать это мнение при:
- введении режима неполного рабочего времени, вызванного опасностью утраты массы рабочих мест (ст. 74);
- привлечении сотрудников к сверхурочной работе в обычных обстоятельствах (ст. 99);
- утверждении списка позиций сотрудников, задействованных на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101);
- определении принципов выплаты вознаграждения сотрудникам, не работающим в праздники (ст. 112);
- привлечении сотрудников к работе в выходные и праздники (ст. 113);
- добровольном предоставлении персоналу дополнительных отпусков при наличии соответствующих ресурсов (ст. 116);
- проектировании графика отпусков (ст. 123);
- введении в действие локальных актов, определяющих политику оплаты труда (ст. 135);
- введении в действие системы повышенной оплаты труда для сотрудников, задействованных на опасных участках работы (ст. 147);
- установлении сумм доплат, положенных сотрудникам за работу в выходные, праздники и ночное время (статьи 153-154);
- разработке систем нормирования труда (ст. 159);
- введении в действие нормативов внутреннего распорядка (ст. 190);
- определении форм профподготовки и дополнительного образования сотрудников (ст. 196);
- введении в действие инструкций, регулирующих сферу охраны труда (ст. 212);
- введении в действие нормативов по обеспечению сотрудников бесплатной спецобувью и другими предметами индивидуальной защиты (ст. 221);
- разработке правил по использованию вахтового метода работы (ст. 297);
- утверждении графика работы на вахте, а также величины надбавок за данный формат работы (статьи 301-302);
- введении в действие нормативов компенсации транспортных издержек, обусловленных отпуском, для сотрудников негосударственного сектора, работающих на Крайнем Севере и приравнённых к нему территориях, а также их издержек, связанных с переездом (статьи 325-326).
Отдельно нужно подчеркнуть, что этот список не является исчерпывающим: актуальное законодательство предусматривает возможность и других ситуаций, когда наниматель консультируется с профсоюзами.
Также нужно отметить, что в ряде перечисленных статей упоминается не конкретно профсоюз, а представительный орган сотрудников (статьи 101, 135-136 и т.д.). Учитывая положения ст. 31 ТК, он может брать на себя функции защиты интересов работников в тех случаях, когда роль профсоюза объективно ограничена. Возможности данного органа в этой сфере предусмотрены ст. 29 ТК.
Насколько наниматель обязан учитывать мнение профсоюза в своей деятельности?
Ст. 8 ТК подчёркивает, что локальные акты, которые вводятся в действие с нарушением процедуры учёта мнения профсоюза, не подлежат использованию. Данная процедура описана в ст. 372 ТК, которая указывает, что наниматель, при возникновении разногласий с профсоюзом, вправе самостоятельно ввести в действие спорный локальный акт. Также в ней говорится, что профсоюз в ответ может обратиться в суд или соответствующее госучреждение. Также он вправе начать процесс коллективного трудового спора, нюансы которого разобраны в гл. 61 ТК.
Также ст. 8 ТК упоминает о необходимости учёта мнения профсоюза, если данная опция закреплена в коллективных договорах или соглашениях. Следовательно, в отличие от ст. 372 ТК, в этой ситуации мнение профсоюза носит не рекомендательный, а директивный характер.