Статья 47 ТК отведена под описание порядка создания проекта и заключения соглашений. В ней определены специфические моменты этих процессов применительно к федеральному, территориальному и иным уровням.
Содержание ст. 47 ТК
В начальной части указывается, что первоначальный проект соглашения между сотрудниками и нанимателями создаётся в процессе коллективных переговоров.
Далее прописывается специфика соглашений с бюджетным финансированием: они должны разрабатываться до подготовки бюджета соответствующего уровня на тот год, который относится к периоду действия этого соглашения.
Особо подчёркнуто, что генеральные или отраслевые (межотраслевые) соглашения, включающие обязательства, финансируемые за счёт федерального бюджета, обязаны заключаться до внесения его проекта в Госдуму. Порядок этого процесса описан в ст. 192 Бюджетного кодекса. Такое же указание относится к соглашениям, заключаемым на уровне субъектов РФ и территорий, действие которых обеспечивается соответствующими бюджетными средствами.
Далее перечисляются параметры соглашения, разрабатываемые комиссией. Она утверждает его порядок, сроки процессов разработки и заключения документа. Особо указывается, что комиссия обязана донести до потенциально заинтересованных сторон сведения о начале переговорных процессов с привлечением СМИ. Также она вправе уведомить тех нанимателей, которые действуют отдельно и не входят в соответствующие союзы работодателей, о начале процесса коллективных переговоров. Указано, что наниматель, получивший это уведомление, должен передать эту информацию выборному руководству действующих у него профорганизаций. Также говорится, что этот наниматель может принимать участие в переговорных процессах, но только после того, как вступит в члены соответствующего объединения работодателей. Также возможно его участие и в других формах, которые предусмотрены этим объединением.
В следующем абзаце изложен порядок действий при отсутствии конечных результатов переговорных процессов в следующие сроки:
- за три месяца с начала переговорных процессов по всем типам соглашений, кроме генерального;
- за шесть месяцев с начала переговоров по генеральному соглашению.
В этих ситуациях стороны обязаны заключить взаимоприемлемое соглашение на оговорённых между ними условиях, но с одновременным составлением протокола о выявленных разногласиях. Эти разногласия, которые так и не были преодолены в процессах разработки соглашения, могут являться предметом дальнейших переговоров или быть урегулированы в соответствии с ТК и федеральными законами.
Далее указывается, что достигнутое соглашение подписывается представителями сторон.
Итак, рассмотренная статья не только излагает основные моменты заключения соглашений различной значимости между нанимателями и сотрудниками, но и прописывает алгоритм действий сторон при возникновении разногласий между ними.
Вопросы практического использования положений ст. 47 ТК
О какой комиссии идёт речь в статье?
Под ней подразумевается комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Основы её функционирования изложены в ст. 35 ТК, а сама она действует в соответствии с ФЗ от 01.05.99 №92 (ред. от 28.12.16). Данный орган может функционировать на всех уровнях переговорных процессов между сотрудниками и их нанимателями – от федерального до отраслевого.
Какие организационные вопросы должны быть решены сторонами перед началом переговорных процессов по соглашению?
Обычно стороны согласовывают следующие параметры:
- количество и состав участников переговорных процессов;
- место и время переговоров;
- параметры технического обеспечения переговорного процесса;
- нормы ведения протокола и его необходимость;
- предварительные договорённости по решаемым вопросам.
Стороны вправе оговаривать и другие вопросы технического характера. При их обсуждении рекомендуется ориентироваться на ст. 37 ТК, которая посвящена правилам проведения переговоров в коллективном формате.
Что, если конкретный наниматель не входит в соответствующее объединение и не хочет участвовать в переговорах по соглашению?
Данное решение ТК оставляет на усмотрение нанимателя, но он обязан проинформировать о начале переговорных процессов действующие у него профорганизации при получении соответствующего уведомления. Это уведомление может быть направлено ему индивидуально; также объединение работодателей даёт соответствующую информацию в СМИ. Следовательно, наниматель может отказаться от участия в переговорах, но только с согласия функционирующих у него профорганизаций.