Статья 50 Трудового кодекса документирует порядок регистрации договоров коллективного характера и трудовых соглашений. В ней описаны нормы их регистрации, порядок вступления в силу и другие нюансы.
Содержание и роль ст. 50 ТК
В начальной части указывается, что колдоговор и соглашение в семидневный срок с даты их подписания отправляются нанимателем или его представителем на уведомительную регистрацию в госструктуру, ответственную за вопросы трудовой деятельности. Также эту функцию может выполнять представитель соответствующего объединения работодателей.
Если речь идёт об отраслевых (межотраслевых) соглашениях, заключённых на общефедеральном уровне, а также межрегиональных, то они проходят регистрацию в профильной госструктуре федерального уровня. А соглашения уровней территорий и регионов регистрируются в соответствующих госорганах, функционирующих на уровнях субъектов РФ.
Особо подчёркнуто, что законодательство на уровне регионов может наделить правами регистрации колдоговоров и соглашений территориального характера структуры местного самоуправления.
Отмечено, что начало действия колдоговора и соглашения не зависит от процесса их регистрации.
В заключительной части указывается, что при регистрации колдоговора или соглашения соответствующая профильная госструктура определяет те его параметры, которые ухудшают условия функционирования сотрудников по сравнению с теми, что гарантированы законодательством и нормативными актами в сфере трудового права. Далее эта госструктура должна уведомить об этом участников соглашения, а также инспекцию по охране труда. Особо подчёркнуто, что выявленные таким путём условия недействительны и не могут использоваться.
Итак, рассмотренная статья подробно прописывает процесс уведомительной регистрации колдоговоров и соглашений различного уровня, а также документирует алгоритм действий профильных госорганов в случае обнаружения в документах неприемлемых для сотрудников условий.
Вопросы практического использования ст. 50 ТК
Какими актами регулируется уведомительная регистрация в сфере трудовых отношений?
Рассматриваемая статья содержит прямую ссылку на Приказ Роструда от 22.07.19 № 194. Этот документ описывает алгоритм предоставления Федеральной службой по труду услуг по регистрации соглашений и колдоговоров.
Если в силу каких-то причин регистрация колдоговора или соглашения срывается, то как это отражается на действии этих документов?
В ст. 50 ТК особо подчёркнуто, что как колдоговор, так и соглашение начинают действие независимо от факта их регистрации. Об этом также ясно говорят статьи 43 и 48 ТК – в них прописано, что колдоговор и соглашение начинают действие или с даты их подписания, или с той даты, которая указана в них самих.
Зачем проводится уведомительная регистрация, если она не влияет на факт вступления в действие колдоговоров и соглашений?
Во-первых, регистрация проводится для сбора статистической и иной информации в сфере трудовых взаимоотношений. Вторая причина – выявление в соглашениях и колдоговорах неправомерных параметров, ухудшающих положение персонала. Данная функция особо оговорена в ст. 50 ТК.
Кто ответствен за начало процесса уведомительной регистрации колдоговоров и соглашений?
Ст. 50 ТК прямо указывает, что ответственность за это несёт наниматель или их объединение: именно их представитель должен в срок не позже 7 дней с момента подписания документа отправить его на регистрацию.
Каковы последствия, если в колдоговоре или соглашении выявлены неправомерные параметры, нарушающие гарантии сотрудников, описанные в трудовом законодательстве?
Во-первых, как указывает ст. 50 ТК, эти пункты документов недействительны с момента их обнаружения, фактически являясь ничтожными. Во-вторых, их обнаружение влечёт вмешательство государственной трудовой инспекции. Также ст. 50 указывает, что колдоговора и соглашения в целом продолжают своё действие – теряют силу лишь те их пункты, где содержатся условия, ухудшающие положения персонала.
Также необходимо подчеркнуть, что для признания недействительными неправомерных пунктов колдоговоров и соглашений не требуется специального решения регистрирующей госструктуры – они теряют силу просто по факту их обнаружения.