Ст. 84 ТК отведена под описание аспектов завершения трудовых взаимоотношений из-за нарушения закреплённых ТК или другим общефедеральным законом правил оформления трудового договора. Частично она носит списочный характер.
Содержание ст. 84 ТК
В её начале указывается, что трудовой договор завершается по причине нарушения закреплённых ТК или другим общефедеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК), если это нарушение препятствует продолжению работы, в нижеперечисленных ситуациях:
- заключение договора вопреки приговору суда о лишении конкретного лица права занимать определённые позиции или заниматься определённой деятельностью;
- заключение договора на выполнение работы, противопоказанной служащему по состоянию здоровья в соответствии с медзаключением, оформленным в порядке, закреплённом общефедеральными законами и актами;
- отсутствие надлежащего документа об образовании и/или о квалификации, если для занятия определённой позиции нужны специальные знания в соответствии с общефедеральными законами и актами;
- заключение договора вопреки постановлению судьи, органа, лица, уполномоченных разбирать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или другом подобном наказании, препятствующем служащему выполнять обязанности по трудовому договору, либо заключение договора в нарушение закреплённых общефедеральными законами ограничений и требований, затрагивающих опцию привлечения к работе служащих, уволенных с государственной или муниципальной службы;
- заключение договора в нарушение закреплённых ТК, другим общефедеральным законом ограничений на занятие определёнными разновидностями трудовой деятельности;
- в прочих случаях, прописанных в общефедеральных законах.
Подчёркнуто, что в ситуациях, оговорённых в ч. 1 ст. 84 ТК, трудовой договор ликвидируется, если у нанимателя отсутствует возможность переместить трудящегося с его согласия на альтернативную свободную позицию (как вакантную должность, подходящую под квалификацию служащего, так и нижестоящую/нижеоплачиваемую позицию), которую служащий может занимать с учётом качества его здоровья. Упомянуто, что наниматель должен предлагать служащему все подходящие под перечисленные критерии вакансии, которыми он располагает в данной местности. Предлагать альтернативные позиции на прочих территориях наниматель должен, если это прописано в:
- трудовом договоре индивидуального либо коллективного формата;
- соглашениях.
Упомянуто, что если нарушение закреплённых ТК или иным общефедеральным законом правил оформления трудового договора произошло не по вине служащего, то ему выплачивается выходное пособие равное среднемесячному заработку. Но если нарушение произошло по вине сотрудника, то наниматель не должен предлагать ему альтернативную работу и выплачивать упомянутое пособие.
Рассмотренная статья разбирает нюансы ликвидации трудовых взаимоотношений из-за нарушений, допущенных при их официальном оформлении. Особенно важно, что при таком варианте развития событий она предписывает нанимателю предлагать сотруднику альтернативные варианты трудоустройства – но только тогда, когда нарушение произошло не по вине трудящегося. Если в случившемся виноват сам служащий, то обязанности нанимателя по его поддержке снимаются.
Вопросы по ст. 84 ТК
На что следует ориентироваться нанимателю, рассчитывая пособие, упомянутое в заключительной части этой статьи?
Общие принципы расчёта среднемесячного заработка изложены в ст. 139 ТК. В ней рассмотрены следующие моменты, относящиеся к расчёту данной суммы:
- виды выплат и их источники;
- режимы оплаты труда;
- учёт отпусков и пр.
Технические моменты расчётов изложены в Постановлении Правительства №922 от 24.12.07. В нём перечислены следующие моменты, учитываемые при расчёте среднемесячного заработка:
- примеры разновидностей выплат;
- время, исключаемое из расчётного периода;
- отсутствие у служащего зарплаты за определённое время и пр.
Дополнительные аспекты расчётов средних доходов по последней работе гражданина изложены в Постановлении Правительства №1552 от 14.09.21.
Какие источники излагают аспекты ограничений по трудоустройству для бывших служащих госструктур и муниципалитетов?
Этих источников довольно много. В ТК в общем плане об этом упоминает ст. 64.1. Другие источники более специализированные, к примеру:
- п. 3 ст. 10 ФЗ №256 ФЗ от 21.07.11 – касается ограничений для лиц, задействованных в сфере безопасности объектов ТЭК;
- п. 3 ст. 10 ФЗ №16 от 09.02.07 – затрагивает кандидатов на работу в отрасли транспортной безопасности;
- ст. 14 ФЗ №342 от 30.11.11 – затрагивает лиц, занятых в системе МВД.
Основная цель этих ограничений – профилактика попадания на ответственные позиции лиц, замеченных в коррупционных схемах.
Если служащий предоставил некорректные документы о своём образовании, то его увольняют по ч. 1 ст. 84 ТК?
Нет, о чём говорится в п. 51 Постановления Пленума ВС №2 от 17.03.04. В описанной ситуации применяется не ч. 1 ст. 84, упоминающая п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК, а п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК. Получается, что если гражданин обманул нанимателя при трудоустройстве, предоставив ему некорректные документы, в т.ч. об образовании, то задействуется ст. 81, а не ст. 84 ТК.