Как проводится аудит прочих доходов и расходов

10030

Все аудиторские проверки ставят своей целью мониторинг и проверку правильности и корректности проведения хозяйственных операций. Некоторые виды финансового учета подлежат отдельным, обособленным аудиторским проверкам.

Вопрос: Просим дать разъяснения в письменном виде по отражению в учете затрат на содержание аудиторского комитета при совете директоров, а именно:
1) принцип отражения суммы расходов, подлежащей выплате членам аудиторского комитета при совете директоров (на счете 26 «Общехозяйственные расходы» или на счете 91 «Прочие доходы и расходы»);
2) порядок налогообложения выплат членам аудиторского комитета при совете директоров (налог на прибыль и ЕСН).
Посмотреть ответ

Рассмотрим, как осуществляется аудит прочих доходов и расходов (ПДиР), какую цель преследуют проверяющие, что именно принимается во внимание при проверке.

Постановка цели и задач аудита прочих доходов и расходов (ПДиР)

Любой финансовый аудит – это проверка того, насколько корректно и достоверно отражены в бухгалтерской документации хозяйственные операции и их результаты за определенный отчетный период.

Целью данного вида аудита является мнение о правильности бухучета прочих доходов и затрат организации, отражением которых, согласно ПБУ, является счет 91 «Прочие доходы и расходы». Правильность определяется относительно действующего законодательства Российской Федерации и принятых нормативных актов.

ВАЖНО! Аудит данного вида прибыли и затрат фирмы является существенным звеном в контроле хозяйственной деятельности и планировании учетной политики.

Что относится к прочим доходам организации?

Для достижения поставленной цели в ходе аудита реализуется решение следующих взаимосвязанных задач:

  • изучается учетная политика организации на предмет организации учета ПДиР, ее соответствие законодательным актам;
  • проверяется дисциплина по договорным обязательствам;
  • анализируется порядок ведения документации по этому виду затрат и расходов;
  • оценивается процедура ведения планового учета по счету 91;
  • формирование мнения относительно правильности, полноты, истинности, своевременности отражения учетных сведений;
  • сопряжение с требованиями налогового законодательства.

Как учесть прочие расходы?

Что проверяет аудит прочих доходов и расходов

Применительно к ПДиР для аудита применяется комплекс проверочных мероприятий, который включает в себя такие аспекты:

  • правомерно ли с точки зрения учетной политики распределены финансовые средства на основные и прочие;
  • соблюдена ли целесообразность и обоснованность отнесения финансов к прочим доходам и расходам;
  • правильно ли отражены распределенные финансы в учете основных и прочих доходов и расходов;
  • насколько корректно сформулированы положения учетной политики относительно ПДиР;
  • обоснован ли выбор варианта той или иной политики учета по статье 91 (где закон допускает вариативность);
  • точно ли разнесены понесенные прочие затраты и полученные доходы по времени относительно отчетного периода;
  • как можно оценить операции, относящиеся к ПДИР, относительно их полноты, своевременности, достоверности отражения;
  • ведется ли соответствующая учетная документация согласно действующим требованиям и правилам;
  • эффективны ли принятые на предприятии системы внутреннего учета и аудита;
  • нет ли нарушений со стороны ПДиР относительно формирования налоговой базы.

Почему ПДиР проверяют отдельно

Прочие доходы и расходы по своей природе имеют функциональные отличия от других финансовых поступлений и затрат, особенно от проводимых по основному виду деятельности. Показатели учета ПДиР имеют значимое влияние на формирование учетной политики организации, правильность отображения финансовых результатов, формирование рейтинговых показателей хоздеятельности всей организации.

Поэтому проверку учета ПДиР могут проводить:

  • отдельным звеном в составе общего аудита;
  • как аудит отдельных операций – именно по счету 91.

Программа проверки учета ПДиР

Порядок данного вида аудита не слишком отличается от общих проверок. Чаще всего аудит прочих доходов и расходов строится по следующей схеме.

  1. Анализ хозяйственных операций по прочим доходам и расходам с точки зрения их правомерности и корректности.
  2. Изучение отражения этих операций на бухгалтерских счетах.
  3. Проверка конкретных цифр, сопоставление источников.

План проверки строится по принципу «от частного к общему», то есть сначала проверяются конкретные документы, на основании которых делается вывод о соблюдении положений учетной политики и требований законодательства. Он может иметь следующий вид:

  1. Фиксация наличия договоров с лицами, несущими материальную ответственность.
  2. Проверка соответствия положениям внутренних нормативных актов:
    • сравнение фактической оценки ПДиР и оценивания их по методике принятого внутреннего учета;
    • обоснованность отнесения расходов и доходов к прочим;
    • методика определения ПДиР, обозначенная в учетной политике, в сравнении с фактически применяемой.
  3. Аудит непосредственно ПДиР (отдельно по прочим доходам и прочим расходам) – производится по первичной документации и учетным регистрам.
  4. Проверка инвентаризации ПДиР.

Источники данных при учете ПДиР

Информация для проверки берется из следующих документов:

  • локальные нормативные акты фирмы;
  • бумаги бухгалтерской отчетности;
  • результаты прошлых аналогичных проверок;
  • данные бесед с представителями фирмы и (иногда) третьими лицами;
  • сведения внутреннего аудита предприятия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Непосредственной проверке учета ПДиР должен предшествовать анализ системы внутреннего контроля, действующей в организации. Его результаты станут фактором достоверности и надежности последующих получаемых данных.

Итоги проверки ПДиР

Изучая и анализируя документацию по учетной политике, договоры, а также «первичку» и учетные регистры, аудиторы исследуют ее на предмет наличия следующих факторов:

  • со всеми ли матответсвенными лицами по операциям, связанным с прочими доходами и расходами, заключены договоры;
  • точно ли заключенные договоры относятся к видам деятельности, считающимся прочими согласно учетной политике;
  • правильно ли оформлены эти договоры, нет ли существенных нарушений;
  • насколько верно ведется бухучет относительно законодательства (Федерального Закона РФ «О бухучете», Положений о ведении бухучета в России, Плана счетов хоздеятельности, Инструкции по его применении, внутренних нормативных актов фирмы);
  • соответствуют ли данные первичной документации и Главной книги;
  • вовремя ли отражены на счетах синтетического и аналитического учета операции по ПДиР;
  • своевременно ли заполняется и сдается бухгалтерская отчетность;
  • регулярно ли проводится инвентаризация ПДиР, корректно ли ее проведение.

ВНИМАНИЕ! Финансовый результат от прочих видов деятельности организации должен подтверждаться не только документально, но и фактически. Это значит, что, помимо проверок отражения во внутренней документации, результат должен совпадать с внешними подтверждениями хозопераций: банковскими платежными документами, расписками по взаимозачету и т.п.

Результатом проверки является мнение относительно достоверности бухгалтерских данных.

Выявление нарушений в учете ПДиР

Если в результате проверочных действий на каком-либо этапе выявляются нарушения, нужно уточнить их суть, определить особенности и наметить меры по устранению (чаще всего комплексные).

Наиболее часто выявляются следующие нарушения:

  • порядок признания доходов и расходов прочими не отражен в учетной политике;
  • не вполне правильно закреплены методы оценивания ПДиР;
  • в рабочем плане счетов забыт какой-либо субсчет для учета ПДиР (необходимо наличие трех – 91.1 «Прочие доходы», 91.2 «Прочие расходы», 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов»);
  • не формализована процедура отражения ПДиР в бухгалтерской документации;
  • нет актов по инвентаризации отдельных видов ПДиР.

Если обнаружены эти и другие недочеты, это говорит о том, что в тех или иных аспектах учет прочих доходов и расходов отражается неправильно и/или неполно.

Существенность выявленных нарушений

Не все обнаруженные несоответствия имеют одинаковое значение. При проведении аудита ПДиР проводится оценка их существенности – то есть критического уровня, по достижении которого данные учета перестают нести достоверность и давать данные для прогноза и планирования. Для этого оценивают данные по недостачам и излишним суммам и сравнивают показатели прежних проверок и текущего состояния. Если расхождения значительны, делаются выводы:

  • об ошибках в первичной документации, как следствие, неправильной организации ее ведения;
  • о нарушениях отражения финансовых данных по прочим видам хозяйственной деятельности.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ