Чтобы зарегистрировать ИП или ООО, не требуется предъявлять диплом об экономическом образовании. Любой будущий предприниматель твердо знает для чего создает свое дело — чтобы оно приносило прибыль, иначе это будет бессмысленным. При этом понятия «прибыль», «доход» и «выручка» многие бизнесмены считают приятными синонимами, а расходы – неизбежным злом, на которое лучше максимально закрывать глаза. К сожалению, такой подход виноват в том, что многие вновь открытые формы малого бизнеса вскоре вынуждены закрыться: экономическая безграмотность в бизнес-сфере недопустима.
Вопрос: Учитывается ли в доходах и расходах в целях налога на прибыль сумма налога на имущество, уплаченная за организацию третьим лицом (организацией) безвозмездно?
Посмотреть ответ
Постараемся раскрыть значение главных понятий для любого бизнесмена, определяющих, стоит ли вообще вести бизнес или же он является нерентабельным.
Многогранный доход
Понятие дохода имеет много толкований, это сложный экономический термин. В тех или иных законах или нормативных актах он может толковаться по-разному. Самыми важными для малого бизнеса считаются следующие документы, раскрывающие термин «доход»:
- Налоговый Кодекс РФ;
- Положение о бухгалтерском учете, глава «Доходы предприятий».
Как учесть доходы и расходы по долговым обязательствам при налогообложении прибыли?
Самым общим будет определение дохода как средств, которые приращивают капитал фирмы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если речь идет об ООО, то одним из способов пополнения капитала может быть внесение вкладов в уставный фонд. Это не будет считаться доходом, так как цель любого предприятия – увеличивать капитал своей деятельностью.
Так как деятельность может быть многообразной, не ограничиваясь только прописанной в регистрационной форме или уставе, то и доходы могут быть различными по способу получения:
- выручка;
- поступления вследствие оказания услуг, выполнения работ;
- проценты с депозита;
- взысканные с контрагентов средства в счет санкций;
- плата за аренду активов организации;
- подаренные активы;
- разница в курсах и т.п.
Как применяется кассовый метод признания доходов и расходов по налогу на прибыль?
Это не доходы
Не считаются доходами средства, которые не становятся собственностью предприятия и не включаются в финансовую отчетность о прибылях и убытках. К ним относятся:
- обязательные платежи в пользу предприятия от других ИП или юрлиц (НДС, акцизы, экспортные пошлины, налог с продажи и т.п.);
- выплаты по комиссионным договорам;
- предварительная оплата;
- аванс, задаток;
- средства, переданные в залог;
- погашение партнером кредита или займа.
Вопрос: Можно ли для целей налога на прибыль учесть во внереализационных расходах затраты, осуществленные в период применения кассового метода, но оплаченные позже, в периоде применения метода начисления (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Выручка – просто и понятно
Выручка упомянута как одна из форм дохода предприятия. Это более простое по сравнению с доходом экономическое понятие.
Выручка – это денежные средства, получаемые в качестве оплаты за реализованный товар или предоставленную услугу. Если не учитывать обязательные вычеты из нее в виде налогов, акцизов, пошлин, уже включенных в цену товара, такую выручку считают валовой. Средства, их которых все эти показатели уже извлечены, составят чистую выручку. Именно ее нужно будет указать в отчетных бухгалтерских документах.
Деньги, полученные предприятием, не обязательно сразу считаются выручкой. Момент, в который она признается таковой, имеет ключевое значение и зависит от выбранного метода учета.
- Кассовый учет. Выручка равна оплате. За товар или услугу деньги поступили в кассу, что зафиксировано кассовым аппаратом или бланком строгой отчетности. При этом способе выручкой будут считаться авансы и задатки, но не сразу войдут в нее отсроченные платежи.
- Выручка по начислению. Средства признаются выручкой, когда товар передается покупателю или подписывается акт об оказанных услугах. При этом не имеет значения, когда деньги реально поступят в кассу, формально они уже считаются принадлежащими организации. При таких раскладах аванс в выручку не войдет.
Расходы: без них не обойтись
Эта статья более неприятна для предпринимателя. Но если не брать ее в расчет, фирма не сможет просуществовать долго. Средства, которые предпринимателю нужно потратить, чтобы получить прибыль, отличаются в зависимости от их направления.
- Расходы на деятельность – это деньги, которые придется вложить, чтобы предприятие смогло функционировать: изготавливать продукцию, оказывать услуги, реализовывать товар и т.п. Поддаются относительно точному планированию.
- Дополнительные расходы – расходы, которые «всплывут» в процессе предпринимательской деятельности. Не все из них можно заранее предугадать и просчитать.
Вкладываем в производство и реализацию
Первая статья расходов состоит из нескольких элементов, каждый из которых обеспечивает свою сторону функционирования фирмы.
Самой обширной является экономическая составляющая.
- Материальные средства:
- закупка сырья;
- обеспечение инструментами, материалами, инвентарем, оборудованием;
- различные траты на имущество;
- приобретение спецодежды, средств индивидуальной защиты и т.п.;
- оплата топлива, воды, электроэнергии;
- выплаты сторонним организациям, производящим часть работ.
- Фонд заработной платы – вознаграждение за труд наемных сотрудников.
- Отчисления в социальные фонды.
- Расходы на амортизацию имущества.
- Разное:
- налоги и сборы;
- пошлины;
- расходы на технику безопасности;
- компенсации за вредность труда;
- арендные платежи;
- траты на служебный транспорт;
- командировочные;
- финансы на обучение и переаттестацию кадров;
- представительские расходы;
- плата за услуги аутсорсинга и консультаций;
- затраты на рекламу;
- затраты на услуги связи, в том числе и Интернет и пр.
По всем этим показателям себестоимость производимого товара или оказываемой услуги высчитать не получится. Для этого нужно учесть целевое назначение расходов.
- Постоянные и переменные расходы: в зависимости от частоты отчислений или изменения объема продаж можно определить убыточность или безубыточность на каждом конкретном этапе.
- Прямые и косвенные: по отношению расходов к себестоимости товара или услуги.
- Основные и накладные. Первые неизбежны, поскольку имеют отношение к технологии производства (это сырьевые затраты, плата рабочим, счета за электроэнергию и топливо, износ оборудования и т.п.). Накладные же связаны с процессом управления фирмой, с тем, как организована реализация продукции (управленческие и коммерческие расходы).
«Прочие расходы» – понятие растяжимое
Финансовые и инвестиционные траты прямо не относятся к производимому товару или услуге. Однако их нельзя выпускать из виду при планировании бюджета фирмы. Не все из них обязательны, но многие следует принять во внимание. К ним можно отнести:
- участие в уставных капиталах других юридических лиц;
- оплата за использование чужой интеллектуальной собственности (патентов, промышленных образцов и т.п.);
- временное пользование активами других организаций (лизинг, аренда);
- списание нематериальных активов;
- проценты по займам, кредитам;
- штрафные санкции в пользу контрагентов;
- прошлые убытки, признанные в отчетном периоде;
- долги, нереальные к взысканию;
- благотворительность;
- расходы на корпоративные мероприятия (спортивные, развлекательные, оздоровительные, культурные и пр.);
- затраты вследствие форс-мажорных обстоятельств (аварии, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.).
Прибыль – желанная цель
Понятие прибыли считается самым непростым в экономической теории, поскольку оно имеет много граней в зависимости от трактовки:
- категория экономической деятельности фирмы;
- результат функционирования бизнеса;
- форма финансовых накоплений;
- возможность для дальнейшего развития предприятия и др.
Антонимом прибыли является убыток. Простейшую формулу прибыли можно выразить так: доходы минус расходы.
Рассчитать прибыль можно только после учета доходов и покрытия расходов. Разница между доходами и расходами составляет валовую прибыль.
СПРАВКА! При купле-продаже валовая прибыль – это разница между себестоимостью и продажной ценой. В производстве этот показатель высчитывается с учетом многих элементов, составляющих затраты.
«Очищенная» от налогов на прибыль, кредитных процентов, штрафов и других операционных трат, она превратится в чистую прибыль, отражаемую в балансовых документах организации. Как ею распорядиться, будет решать предприниматель на основании внутренних нормативных актов.