Любое предприятие потенциально способно освоить определенное количество ресурсов и сделать это с той или иной эффективностью. Как оценить экономические возможности предприятия? Какие компоненты входят в понятие экономического потенциала? На каком уровне оценивать его потенциал? Эти вопросы важны для правильного построения и корректировки управленческой стратегии.
Рассмотрим понятие экономического потенциала и методы его оценки и развития в этой статье.
Какие факторы анализируются при оценке использования кадрового потенциала предприятия?
Что собой представляет экономический потенциал
Ученые-экономисты по-разному трактуют термин «экономический потенциал», рассматривая его на разных уровнях:
- в узком смысле – как объем производства за год;
- в самом широком – как многоуровневую экономическую систему.
В чем заключается оценка реабилитационного потенциала неплатежеспособных предприятий?
В практическом контексте экономический потенциал представляет собой систему возможностей для применения всей совокупности ресурсов и резервов предприятия (материальных и нематериальных, кадровых, денежных и др.) для достижения эффективного функционирования и развития.
СПРАВКА! Если речь идет об экономическом потенциале коммерческого предприятия, то под эффективным функционированием понимается возможность осуществлять реализацию продукции для получения максимальной прибыли.
Другими словами, экономический потенциал – это те реальные возможности, которые может проявить предприятие в той или иной сфере, причем не важно, были ли они реализованы на самом деле или возможны только гипотетически. Не всегда все возможные ресурсы задействованы одновременно и с необходимой эффективностью, а для разных отраслей производства характерен свой коэффициент прибыли. Вот почему потенциал определяется четырьмя равно важными факторами:
- наличием ресурсов;
- умением их правильно и эффективно применять;
- степенью задействованности имеющихся ресурсов в производстве;
- выбранной формой хозяйственной деятельности.
Как развить экспортный потенциал предприятия энергетического машиностроения?
Состав
Экономический потенциал соединяет в себе сумму конкретных возможностей – частных потенциалов – в главных отраслях предприятия. Рассмотрим, какие потенциалы он объединяет:
- Кадровый потенциал – количество сотрудников, необходимое и достаточное для достижения задач данной организации, а также их персональные особенности, влияющие на эффективность работы.
- Фондовый потенциал – достаточность и оптимальность применения основных активов и оборотных средств.
- Финансовый потенциал – оптимальная обеспеченность денежными средствами, покрывающими потребности предприятия, корректно распределяемыми и применяемыми.
- Управленческий потенциал – способности руководителей организовывать производственные процессы и ресурсы для максимального обеспечения конкурентных побед в виде адекватной структуры организации и актуальных управленческих методов.
- Маркетинговый потенциал – успешное применение системы продвижения товаров на рынке для постоянного сохранения и повышения конкурентных преимуществ.
- Инновационный потенциал – возможность применения или привлечения ресурсов для развития предприятия в соответствии с его потребностями.
Какие возможности предприятия не входят в экономический потенциал?
Когда исследуют совокупный потенциал предприятия, говорят не только о его экономической составляющей. Помимо экономического потенциала и его компонентов, в совокупный потенциал предприятия включают:
- правовой;
- экологический;
- экспортный или импортный и др. виды возможностей.
Уровни экономического потенциала
Экономический потенциал является многоуровневым понятием. Его можно анализировать как на отдельно взятом объекте, так и на более широких массивах, в зависимости от того, насколько обособлены производственные силы:
- государственный экономический потенциал;
- возможности той или иной отрасли;
- региональный экономический потенциал;
- экономические возможности предприятия.
Потенциал каждого уровня в совокупности определяет потенциал следующего: так, из потенциалов предприятий складываются отраслевые потенциалы, а из них – экономический потенциал всей страны.
Модель экономического потенциала
Чтобы представить модель экономического потенциала, следует определить необходимые и достаточные факторы его эффективности, к которым относятся все оптимальные проявления составляющих его возможностей (кадрового, финансового, фондового и других видов потенциалов). Если привести все эти показатели к некой интегральной характеристике, то моделью экономического потенциала любого предприятия любой отрасли будут его качества не сами по себе, а в сравнении с другими аналогичными предприятиями, иными словами – конкурентоспособность.
Как оценивать экономический потенциал
Для этого нужно исследовать большое количество факторов и проанализировать причинно-следственные связи между ними. Разные методы оценки предполагают изучение определенных показателей в тех или иных сферах проявления производственных возможностей. Они лишь в определенной мере позволяют оценить истинное положение экономического потенциала, достичь абсолютного показателя невозможно ввиду огромного количества факторов, к тому же постоянно пребывающих в динамике.
Факторы
В рамках общепринятого подхода к оценке исследуются, фиксируются и рассматриваются во взаимодействии такие факторы экономического потенциала:
- финансовое положение;
- рыночная ситуация;
- снабженность необходимыми производственными ресурсами оптимального качества;
- эффективность производственной деятельности.
Их можно разделить на группы в зависимости от предмета анализа:
1. Производственные факторы:
- сроки производства;
- объемы;
- ассортимент;
- сырье: количество, запасы, быстрота завершения и обновления;
- оборудование: количество, состояние, моральный износ, обновление;
- инфраструктура производства.
2. Факторы сбыта продукции:
- транспортные ресурсы и затраты;
- вопросы хранения продукции, готовой к реализации (наличие запасов, состояние и емкость складов);
- дополнительные операции с товаром (фасовка, упаковка и т.п.);
- эффективность реализационной сети (прямые продажи, дилеры, посредники);
- анализ каналов сбыта.
3. Организационные факторы:
- управленческая структура;
- иерархия на производстве;
- количественные и качественные характеристики персонала;
- производительность труда;
- текучка кадров;
- стоимость рабсилы;
- корпоративная культура.
4. Маркетинговые факторы:
- анализ состояния рынка в данной отрасли;
- привлекательность товара;
- изучение целевой аудитории;
- политика ценообразования;
- реклама;
- особенности сбыта;
- клиентская сеть;
- налаженность внутренней и внешней коммуникации;
- планы на будущее.
5. Финансовые факторы:
- платежеспособность;
- прибыльность;
- рентабельность (по каждому виду изделий);
- способность выполнять денежные обязательства;
- соотношение своего и заемного капитала.
Методы получения данных для анализа экономического потенциала
Показатели для анализа можно получать различными методами, такими как:
- ситуационный или портфельный анализ;
- специальные диагностические опросы (существуют особые методики);
- экспертная оценка;
- расчет коэффициентов и другие математические методы.
К коэффициентам экономического потенциала, которые можно вычислить объективно, относятся следующие:
- фондовооруженность;
- рентабельность;
- эффективность производства и применения ресурсов;
- средний оборот фондов;
- дееспособность фондов;
- фондоемкость продукции;
- нормы потребления и накопления.
Методы развития
Для того чтобы повышать экономический потенциал предприятия, нужно сначала с помощью оценки выяснить, какие факторы и в какой мере оказывают на него влияние. Обычно экономический потенциал прямо влияет на такие группы деятельности предприятия:
- получение прибыли;
- генерирование финансовых потоков;
- обеспечение качества жизни;
- сбережение стоимости.
При этом изменяются легко отслеживаемые проявления деятельности предприятия, а именно:
- рентабельность (доходность капитала);
- деловая активность предприятия;
- денежная устойчивость на рынке;
- платежеспособность;
- ликвидность.
Таким образом, влияние на любую из этих сфер вызовет прямое изменение экономического потенциала предприятия. Способы этого влияния могут быть различными, но все они основаны на достижении определенного баланса между ресурсами и их применением.