Любой бизнес – это всегда взаимодействие: необходимо находить партнеров для выполнения взаимных обязательств, которые влечет за собой подписание любого договора. Принцип «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» в этом контексте напрямую работает на налоговую инспекцию: в случае выявления неблагонадежности вашего партнера в зоне внимания окажетесь и вы, не говоря уже о том, что можете потерять время, финансы и доброе имя. Вот почему важно не пренебрегать предварительной проверкой контрагента на благонадежность.
Рассмотрим принципы проведения данной проверки и ее основные пути.
Как проявить должную осмотрительность в отношении контрагента?
От чего обезопасит проверка контрагента
Благонадежность – это способность партнера своевременно выполнять свои финансовые обязательства. Проще говоря, это выяснение статуса компании, с которой предполагаются договорные отношения: «на плаву» ли она в данный момент. Если оформить отношения с организацией, которая неожиданно объявит себя банкротом либо будет бесконечно задерживать все операции, бизнесмен рискует:
- своими средствами – ведь при процедуре ликвидации фирмы вернуть удастся совсем немногое;
- временем – из-за не вовремя выполненных обязательств может пострадать производство или сорвутся другие сделки;
- репутацией – очерненное имя компании вследствие связи с нечистыми на руку партнерами потом бывает очень трудно восстановить («То ли он украл, то ли у него украли, но что-то такое было»);
- неприятностями с налоговой инспекцией – фирму с неблагонадежными партнерами могут заподозрить в «отмывании» денег, попытке не платить положенные налоги, «необоснованной финансовой выгоде» и пр.
Как и зачем проверять контрагентов?
Если неблагополучной окажется иностранная фирма-партнер, проблем будет еще больше:
- таможенная служба может не пропускать ваши грузы через рубеж;
- налоговики не примут к вычету НДС;
- банк может приостановить транзакцию и уж обязательно известит о ней валютный контроль;
- контролирующие органы по поступившим сигналам затеют масштабную выездную проверку, а они редко оказываются безрезультатными.
Вопрос: Свидетельствует ли о проявлении должной осмотрительности в целях налога на прибыль проверка регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) (ст. 252 НК РФ, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53)?
Посмотреть ответ
Обезопасить себя от таких рисков можно только профилактикой – предварительной «разведкой» относительно потенциального контрагента.
ВАЖНО! Ответственность за выбор партнера лежит исключительно на организации, как с точки зрения налоговых органов, так и по мнению других потенциальных партнеров. Иными словами, смотри, с кем заключаешь договор.
Что должно содержать досье на контрагента
Какими сведениями о партнере будет подтверждена его благонадежность? Нужно правдиво ответить для себя на следующие вопросы о потенциальном контрагенте:
- Насколько сегодня финансово состоятельна организация-партнер? Необходимо уточнить:
- наличие долгов, кредитов;
- неоплаченные штрафы и пени;
- возможное участие в процедуре ликвидации или банкротства и т.п.
- Что известно о руководстве фирмы? Случается, что некоторые учредители официально дисквалифицированы либо по суду отстранены от возможности занимать свою должность. Тревожный звонок, если у руководителя «под крылом» сразу много мелких фирм, особенно если некоторые из них на грани банкротства.
- Имеет ли фирма право на данную деятельность? Важно проверить разрешения и лицензии на те виды деятельности, которые их требуют, и отражение этой возможности в уставных документах.
- Как давно организация является действующей? Молодость фирмы еще не говорит о ее неблагонадежности, но солидный срок весомее свидетельствует в ее пользу.
- Там ли расположена, где зарегистрирована? Не всегда несовпадение юридического и фактического адреса – крамола. Но следует проверить, не является ли зарегистрированный адрес массовым (для более чем 10 организаций), применяемым специально для «однодневок», а также можно ли вообще вести бизнес в помещении, находящемуся по обозначенному адресу.
Пошаговая инструкция по проверке контрагента
К СВЕДЕНИЮ! Полный список пунктов, указывающих на возможную неблагонадежность контрагента, приведен в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333 и письме Минфина РФ от 17 декабря 2014 года № 03-02-07/1/65228.
Что попросить у будущего партнера
Если контрагент благонадежен, для него не составит проблемы предоставить для проверки следующие документы:
- свежую выписку из ЕГРЮЛ – она покажет, насколько актуальны сведения из учредительных документов и правдива ли информация относительно обнародованной в ФНС;
- уставные документы – полностью, а не выписки, так как их нужно будет сверить с информацией из ЕГРЮЛ;
- свидетельства ИНН и ОГРН – для проверки совпадений сведений в ЕГРЮЛ и учредительных бумагах;
- полномочия подписаниа договора (это может быть устав, протокол об избрании или назначении, доверенность на оформление договора и т.п.);
- лицензии и разрешения на определенные виды деятельности, если договор предусматривает именно их;
- при крупных сделках – финансовую отчетность за предыдущий год;
- копию карты из банка с образцами подписей – понадобится, если есть сомнения, что подписывается именно руководитель.
Пути поиска информации о контрагенте
На сегодня применяются несколько направлений изучения благонадежности партнеров:
- рекомендации тех, кто уже имел с ними дело и кому вы доверяете – наименее достоверный путь, ибо «Доверяй, но проверяй»;
- обращение к специалистам, например в детективное агентство;
- изучение документации контрагента и самостоятельное принятие решения;
- сопоставление предоставленной информации с открытыми данными в сети Интернет.
Почти исчерпывающие сведения о потенциальном партнере можно получить онлайн. Для этого существуют как специальные сервисы, так и данные на официальных ресурсах.
Алгоритмы контрагентских проверок
Рассмотрим подробнее несколько способов проверки благонадежности партнеров через Интернет:
- Поиск по ИНН на официальном сайте ФНС РФ. Этот ресурс предоставляет сразу несколько направлений для освещения полезной информации о любом юридическом лице. Выберите соответствующую вкладку: «Юридическое лицо» или «Индивидуальный предприниматель/КФК» и впечатайте ИНН или ОГРН/ОГРНИП. Можно ввести и полное наименование фирмы и регион действия. Запросы бесплатны. Вы можете узнать:
- данные ЕГРЮЛ, в том числе и вносимые изменения, если таковые были;
- долги по налогообложению;
- сведения о дисквалификации ответственных лиц и их отстранении по суду;
- готовящееся исключение из ЕГРЮЛ, если оно планируется;
- какими еще фирмами руководит то же лицо, что и интересующей вас;
- не входит ли ее юридический адрес в список массовых.
- Возможности программы «1С: Бухгалтерия 8». Она содержит сервис под названием «Контрагент» с функцией «досье», позволяющей довольно полно проверить статус партнера. «Досье» по новому или уже знакомому контрагенту формируется автоматически и содержит:
- данные ЕГРЮЛ;
- бухгалтерские данные (по Росстату);
- предварительную оценку рисков, основанную на показателях и критериях, заложенных в программу (кредитоспособность, рентабельность активов и продаж, возможность банкротства).
- Сервис «Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности» открывает множество важных данных о компании или ИП. Чтобы внести в этот реестр данные, помимо полученных из федеральных ресурсов, организации дополнительно платят. Поиск сведений по ИНН, названию или другому идентификатору бесплатны.
- Портал Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие» откроет тайну судебных решений относительно интересующего контрагента.
- Государственные базы данных и официальные сайты позволят проверить основную информацию о партнере:
- ЕГРЮЛ;
- Росстат;
- Торгово-промышленная палата РФ (если компания ее член, значит, хозяйственная деятельность действительно ведется);
- сайт Генпрокуратуры РФ (информация о плановых и внеплановых проверках юрлиц);
- сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России (для проверки действительности паспорта руководителя);
- реестры лицензий (на сайтах органов, их выдающих);
- реестры недобросовестных поставщиков (по ИНН или ФИО);
- картотека арбитражных дел (лучше, чтобы контрагента там не оказалось);
- сайт Национального расчетного депозитария (для проверки АО) – данные о стоимости акций и их обращении;
- сайт Цетробанка позволит получить информацию о ликвидированных фирмах, с которыми нет связи по адресу из ЕГРЮЛ.
- Платные ресурсы поиска информации о контрагенте:
- частные реестры юрлиц и ИП;
- детективные агентства.
- Дополнительные источники, из которых можно узнать о репутации организации, конфликтах, связанных с ней, тендерах, судебных разбирательствах и т.п.:
- новостные сайты;
- специализированные форумы;
- доски объявлений;
- простой поиск в Гугле по фамилии руководителя или названии фирмы – контекст скажет о многом.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Скоро на сайте ФНС будут обнародоваться также и другие важные данные о фирмах, ранее признаваемые налоговой тайной: прибыль и затраты за последний год, количество персонала, какие налоги были уплачены вовремя и не вовремя, назначены ли штрафы, пени.
Подробная проверка контрагента перед заключением договора практически обезопасит от возможных рисков, но следует помнить, что чрезмерная подозрительность негативно сказывается на взаимоотношениях. В этой операции, как и во всех остальных бизнес-процессах, следует придерживаться золотой середины.