Российская бизнес-среда охотно воспринимает новые термины, идеи, стоящие за ними. Комплаенс, пришедший к нам с Запада, как раз к таким и относится.
Система контроля
«Комплаенс» в переводе с английского означает «согласие». В бизнесе это действия согласно установленной системе правил, соблюдение сложившегося порядка. Комплаенс — своего рода противовес естественному желанию бизнесмена заработать больше, обходя законодательные ограничения.
Действуя в направлении сиюминутной выгоды, предприниматель может нарушать закон, что грозит ему не только материальными потерями в виде штрафов и пеней, но и в конечном счете потерей репутации фирмы. Комплаенс «работает» на перспективу, помогает фирме развиваться в рамках правового поля.
Он контролирует соблюдение:
- законов;
- предписаний вышестоящих и контролирующих органов;
- правил СРО (и аналогичных объединений);
- локальных актов фирмы.
Контроль этот комплексный и направлен на формирование осознанного, ответственного подхода при работе в рыночной системе фирмы в целом и ее персонала. Обнаружить нарушение раньше, чем это сделают контролирующие органы извне, – основная практическая цель комплаенса.
Система возникла за рубежом и развилась впоследствии как ответ на ряд крупных коррупционных скандалов, приведших компании к банкротству. В настоящее время комплаенс-контроль принят на общезаконодательном уровне в некоторых странах, например в Британии.
Основные блоки контроля в комплаенсе — это:
- предотвращение и разрешение конфликта интересов;
- соблюдение антимонопольных законов;
- соблюдение законодательства о противодействии легализации преступных доходов;
- работа с клиентами, потребителями и соблюдение их прав;
- соблюдение прав работников фирмы;
- правильность работы с персональными данными клиентов, сотрудников;
- оценка соответствия норм ЛНА нормам законодательства в целом;
- оценка соответствия действий фирмы деловым нормам, принятым в определенном бизнес-сегменте.
Фирма должна разработать и внедрить стандарты, всесторонне охватывающие бизнес-процесс. Это модели проведения типовых операций, действий персонала в различных ситуациях, его обучение, поддержание актуальности полученных знаний (известно, что законодательство достаточно часто меняется, и это приходится учитывать). Отслеживание нарушений и применение наказаний также входит в систему комплаенса.
К примеру, комплаенс одной из крупнейших на мировом рынке фирм включает три основные стадии: предотвращение, выявление, действие (реакция). Стадия предотвращения, в свою очередь, включает выявление и оценку рисков, разработку политики и процедур, тренинги и взаимодействия, консультации и поддержку, интеграцию личности, коллективное взаимодействие.
Выявление включает анонимную линию, мониторинг деловых партнеров, контроль, аудит, испытания. Реакция — это выводы из ошибок, доработка стандартов и других инструментов комплаенса, отслеживание результатов.
Комплаенс по-российски
В России система комплаенса пока не создана, но отдельные серьезные шаги делаются. Так, по законодательству комплаенс является уже сейчас обязательным в банковской сфере (ФЗ №115 от 07/08/01г. «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»; Письмо ЦБ РФ от 30/06/05 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации»). ПАО обязаны вводить такую систему в соответствии с законом (ст. 87.1 ФЗ № 208 от 26/12/95 «Об АО»).
Во введении комплаенса нуждаются фирмы, работающие на зарубежных биржах, рынках, например в США, Великобритании. Вводят комплаенс компании, за которыми в силу их деятельности установлен особый контроль государства (добыча ископаемого сырья, продажа лекарств, СМИ). Все чаще комплаенс применяют небольшие фирмы, работа которых с повышенными рисками в работе изначально не связана.
Появляется новое толкование термина «комплаенс», под которым российские бизнесмены понимают исполнение советов консультантов в сфере налоговой политики. Возникает соблазн сослаться на рекомендации третьих лиц, если ФНС находит какие-либо нарушения при проверке фирмы.
Налоговики выступили против подобного положения дел и в письме № ЕД-4-2/523@ от 17/01/20 г. “О комплаенсе и комплаенс-проекте” однозначно заявили: только выполнение письменных разъяснений уполномоченного органа госвласти может освободить налогоплательщика от ответственности за нарушение НК РФ. Выполнение аналогичных разъяснений консультантов (третьих лиц) не исключает его вину.
Иначе говоря, если консультант, бухгалтер и иные третьи лица предлагают некие «проверенные схемы» ухода от налогового бремени, недостающие суммы ФНС при проверке все равно начислит.
У предпринимателя возникает в таких условиях проблема выбора грамотного консультанта, учитывая, что между уполномоченными органами госвласти в некоторых случаях не выработано единого мнения по вопросу применения статей НК РФ.
Можно задать один и тот же вопрос нескольким специалистам и на основе их мнений сформировать собственное. Комплаенс, являясь эффективным инструментом контроля и управления рисками, ответственности с руководства фирмы не снимает.