Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Как проходит ликвидация некоммерческой организации

2761

Ликвидация некоммерческого субъекта предполагает завершение деятельности, при котором не подразумевается правопреемство. То есть полномочия и обязанности собственника НКО не передаются другим лицам.

Законодательное обоснование

Ликвидация НКО регламентируется этими нормативными актами:

  • ГК РФ.
  • ФЗ №129 «О регистрации ЮЛ и ИП» от 8 августа 2001 года.
  • ФЗ №7 «О НКО» от 12 января 1996 года.
  • ФЗ №82 «Об объединениях» от 19 мая 1995 года.
  • Приказ №455 «Об установлении порядка принятия решения о завершении деятельности» от 30 декабря 2011 года.

Основная сложность при ликвидации некоммерческого объединения – наличие обязательств, долгов. Если у НКО имеются долги, которые она не может погасить, придется проходить процедуру банкротства.

Этапы проведения

Ликвидация НКО осуществляется по этой схеме:

  1. Принятие решения о проведении упразднения.
  2. Созыв комиссии, назначение ответственного за процедуру — ликвидатора.
  3. Определение порядка процедуры, ее сроков.
  4. Публикация сведений о ликвидации.
  5. Создание промежуточного баланса по ликвидации.
  6. Погашение всех имеющихся задолженностей.
  7. Создание окончательного баланса.
  8. Регистрация ликвидированного ЮЛ.

Собранная в рамках ликвидации документация отправляется в Управление Министерства юстиции. До того как информация о ликвидации заносится в Единый реестр ЮЛ, НКО продолжает свою работу. Все это время она обязана уплачивать налоги, составлять налоговую отчетность, оплачивать услуги ЖКХ.

ВАЖНО! По завершении ликвидации все сотрудники увольняются. Они должны быть уведомлены о процедуре за 2 месяца до массового расторжения трудовых договоров. Компенсации, которые должны быть выплачены при увольнении, оговорены статьей 180 ТК РФ.

Принятие решения

Решение об упразднении принимается на собрании. На нем же предпринимаются меры по созданию комиссии. Собрание проводится в порядке, который регламентируется уставом организации и прочими внутренними документами. Рассмотрим главные темы собрания:

  • Ликвидация НКО.
  • Назначение председателя.
  • Определение порядка и продолжительности.
  • Уведомление официальных структур о том, что компания ликвидируется.

Решения, принятые в рамках собрания, оформляются протоколом на основании главы 9.1 «Решения собраний» ГК РФ.

Направление уведомления

В Управление Министерства направляется соответствующее уведомление. Сделать это нужно в течение 3 суток после принятия решения. В Управление нужно направить эти бумаги:

  • Уведомление о статусе НКО по форме Р15001. Составляется этот документ в двух экземплярах. На бумаге должна стоять нотариально заверенная подпись лица с полномочиями принимать такие решения.
  • Протокол собрания, на котором принято решение. На документе должна стоять печать организации. Бумага должна быть подписана председателем собрания. Составляется она в двух экземплярах.

Если направляемый документ содержит более одного листа, его нужно прошить и пронумеровать. На последнем листе проставляется подпись лица, инициирующего процедуру. Предоставленные документы будут рассматриваться в течение 3 дней. После этого бумаги направляются в УФНС. Нужно это для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Данные об изменившемся статусе будут занесены в реестр в течение 5 дней.

ВАЖНО! После подачи всех документов НКО утрачивает ряд своих прав. В частности, организация не может изменять учредительные бумаги, реорганизовывать субъект. Управлением фирмой занимается ликвидационная комиссия.

Публикация сообщения о ликвидации

На ликвидационную комиссию возложена обязанность публикации сообщения об упразднении в СМИ. В частности, сообщение нужно размещать в «Вестнике государственной регистрации». Нужно это для того, чтобы кредиторы знали о статусе своего дебитора и успели предъявить требования. На предъявление их предоставляется 2 месяца с момента размещения сообщения.

Однако публикация не считается достаточной мерой для уведомления кредиторов. Комиссия обязана принять действия по поиску кредиторов. Им направляются индивидуальные уведомления о ликвидации. Также НКО нужно разобраться со своими дебиторами. Это субъекты, у которых есть задолженность перед организацией. Средства, полученные в результате взыскания долгов у дебиторов, направляются на погашение долгов перед кредиторами.

Составление баланса

В течение 2 месяцев кредиторы могут предъявить НКО свои требования. После завершения этого срока нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. В нем прописывается эта информация:

  • Состав имущества НКО.
  • Перечень требований, которые предъявлены кредиторами.
  • Итоги рассмотрения требований.

Баланс нужно утвердить на Общем собрании НКО. Итоги собрания оформляются при помощи протокола. Все предъявленные требования должны быть рассмотрены. Обоснованные претензия удовлетворяются. Если средств для погашения задолженностей нет, имущество организации распродается. Как правило, для продаж используются торги, позволяющие быстро получить деньги. Полученные средства направляются на погашение долгов. Выплаты выполняются на основании очередности, регламентированной статьей 64 ГК РФ.

ВАЖНО! Собирать собрание для утверждения баланса можно только через 2 месяца после публикации сообщения о ликвидации.

ВНИМАНИЕ! Погашать долги нужно не только перед ЮЛ, но и перед пенсионными и страховыми фондами, налоговыми структурами.

Направление документов в Управление

После утверждения баланса нужно отправить документы в Управление. В частности, направляются эти бумаги:

  • Уведомление об упразднении ЮЛ.
  • Протокол собрания об установлении баланса.
  • Промежуточный баланс.
  • Бумага, подтверждающая размещение данных в «Вестнике».

Все бумаги подаются в двух экземплярах. Рассматриваться они будут в течение 3 дней.

Заключительные действия

Если после процедуры осталась собственность, дальнейшее ее использование определяется комиссией. Составлять окончательный баланс можно только после того, как погашены все обязанности перед кредиторами. Утверждается он также на собрании. После составления заключительного баланса нужно подать в Управление эти документы:

  • Заявка о регистрации НКО в связи с упразднением. Составляется по форме Р16001.
  • Протокол об одобрении баланса.
  • Сам баланс.
  • Документ об уплате пошлины (размер ее составляет 800 рублей).

Все приведенные бумаги направляются в двух экземплярах. Они рассматриваются в течение 3 суток с момента получения бумаг Управлением. После того как документы рассмотрены, в течение суток они должны быть направлены в УФНС для внесения информации в ЕГРЮЛ. Новая запись в ЕГРЮЛ вносится на протяжении 5 дней.

К СВЕДЕНИЮ! После внесения окончательной записи в ЕГРЮЛ субъект считается ликвидированным. Это предполагает ряд последствий. В частности, кредиторы не смогут предъявлять свои требования ликвидированной НКО. Если они не успели направить свои претензии в течение процесса упразднения, кредиторы утрачивают возможность получить средства. Субъект перестает уплачивать налоги и прочие обязательные платежи. Он не может больше заниматься своей прошлой деятельностью.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке