Что такое и для чего необходим налоговый мониторинг

57

Налоговый мониторинг – это вид контроля расчетов и переводов налоговых отчислений. Актуален с 1 января 2015 года. Регламентируется статьями 1-2 ФЗ №348. Проводится по собственной инициативе фирмы.

Понятие и цели мониторинга

Мониторинг – это проверка, осуществляемая инспекторами, на которую компания соглашается добровольно. Для начала мероприятия нужно создать заявление. Мониторинг осуществляется со следующими целями:

  • Проверка правильности расчетов взносов по налогам.
  • Перевод сборов в казну в нужные сроки.
  • Направление страховых взносов в нужные сроки.
  • Сокращение рисков начисления штрафов в дальнейшем.
  • Уменьшение строгости налогового контроля в будущем.

В процессе инспекторы осуществляют проверку этих аспектов:

  • Бухучет.
  • Налоговый учет.
  • Первичная документация.
  • Налоговые регистры.
  • Прочие данные.

На протяжении мониторинга выявляются ошибки, допущенные компанией. Проверка позволяет вовремя исправлять ошибки. Следование рекомендациям инспекторов поможет избежать санкций в дальнейшем.

Кто может подать заявление о мониторинге?

Подача заявки на проведение мероприятия предполагает ряд ограничений. Направлять заявление можно только при одновременном наличии условий:

  • Общая сумма налогов за год, предшествующий году подачи заявления, равна 3 млрд рублей и более.
  • Совокупный размер доходов согласно отчетности за год, предшествующий году подачи заявки, равен 3 млрд рублей и более.
  • Общая стоимость активов на последний день года, предшествующего году реализации мероприятия, равна не меньше 3 млрд рублей.

При проведении мероприятия в целях установления необходимости налоговой проверки исполнение условий, прописанных в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ, не нужно. Данное правило установлено пунктом 4 и 7 статьи 105.27 НК РФ.

Особенности подачи заявки

Заявка подается в инспекцию по адресу компании не позже 1 июля. Заявку нужно оформить заранее. К примеру, если мероприятие требуется в 2018 году, подавать заявку нужно не позднее 1 июля 2017 года. Если компания относится к числу крупнейших налогоплательщиков, заявку нужно подавать именно в тот орган, в котором фирма учтена в статусе крупнейшего плательщика налогов. Данный порядок установлен статьей 83 НК РФ.

Заявление можно подавать в ходе мероприятия. К примеру, мониторинг осуществляется в 2017 году. Руководство компании стремится запланировать следующую проверку на 2018 год. Заявление нужно подавать до 1 сентября 2017 года. Форма заявки на мониторинг установлена приказом ФНС от 21 апреля 2017 года.

Вместе с заявкой требуется подать следующие бумаги:

  • Регламент взаимодействия информационного характера.
  • Сведения о компаниях или ФЛ, участвующих в управлении компанией, если доля участия равна более 25%.
  • Учетная политика в год подачи заявки.
  • Локальные акты, устанавливающие систему контроля компании.

Период осуществления мероприятия – это год. Срок реализации проверки начинается с 1 января и заканчивается 1 октября того же года. Сроки регламентированы статьей 105.26 НК РФ.

В каких случаях в проведении мониторинга отказывают?

Ответ на заявление налогоплательщика о реализации мероприятия поступает до 1 ноября. Если пришел отказ, он должен быть обоснованным. Рассмотрим основания для отказа:

  • Компания предоставила неполный пакет документов, которые должны прилагаться к заявлению.
  • Компания не исполнила условия, прописанные в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ.
  • Регламент информационного взаимодействия не отвечает требованиям, предъявляемым к нему.
  • Система локального контроля не соответствует требованиям, предъявляемым к ней.

ВАЖНО! Решение об осуществлении мероприятия направляется компании в течение 5 дней с даты его принятия.

Выездные и камеральные проверки

Проверки на протяжении мониторинга инспекторами не осуществляются. Однако есть исключения, прописанные в статьях 88-89 НК РФ:

  • Декларация за время осуществления мониторинга предоставлена не позже 1 июля.
  • Была направлена декларация по НДС с заявлением о возмещении налоговых трат.
  • Направлена декларация по акцизам с указанием суммы акцизов, подлежащей возмещению.
  • Направлена декларация с уточнениями с уменьшением объема налогов или с увеличением убытков относительно расчета, сформированного ранее.
  • Выездная проверка осуществляется вышестоящей структурой. Проводится она для контроля за правильностью предыдущей проверки.
  • Мониторинг был завершен раньше срока.
  • Компания не исполнила рекомендации налоговых инспекторов.

Во всех этих ситуациях возможно осуществление мониторинга и проверки в одно и то же время.

Порядок проведения мероприятия

Мониторинг можно разбить в три этапа:

  1. Предоставление документов. Инспекторам нужно передать все бумаги, которые могут потребоваться в ходе мониторинга. Это налоговая отчетность, учетные документации. Запрашиваться могут все бумаги, из которых можно понять правильность проведения расчетов и платежей.
  2. Предоставление пояснений. Если специалисты выявили какие-либо несоответствия, они могут истребовать объяснения с руководителя компании. Пояснения нужно предоставить в течение 5 дней с даты поступления требования. На протяжении 10 дней нужно внести все необходимые исправления.
  3. Формирование результатов мониторинга. В процессе проверки могут обнаружиться нарушения. В этом случае налоговые инспекторы направляют соответствующие рекомендации.

Мнение налоговой относительно состояния дел в структуре основывается на ранее предоставленных документах.

Итоги мониторинга

Мнение относительно итогов мероприятия является мотивированным. Рекомендации даются только относительно обнаруженных фактов неверного исчисления налогов, несвоевременной их оплаты и прочего. Мнение инспекторов направляется в фирму в течение 5 дней после его составления. Составлено оно должно быть не позже 3 месяцев с даты завершения мониторинга.

Мнение формируется как по инициативе инспекции, так и по желанию самой компании. Во втором случае фирма направляет запрос. Делать это имеет смысл в тех случаях, когда у руководителей есть сомнения в верности исчисления, начисления налогов. В запросе нужно указать, чем именно вызвана инициатива руководства.

Запрос отправляется не позже 1 июля года, который следует за годом проведения мониторинга. Мнение передается фирме в течение 30 дней с даты получения запроса.

Иногда, для формирования мнения, инспекция запрашивает прочие документы. В этом случае срок направления ответа может быть увеличен на 30 дней. Об увеличении срока фирма извещается в течение 3 дней с даты принятия решения. Извещение создается в письменной форме.

ВАЖНО! В течение месяца с даты получения мнения компания должна направить свое согласие относительно рекомендаций в налоговый орган. К нему прилагаются бумаги, свидетельствующие о выполнении всех рекомендаций.

К СВЕДЕНИЮ! Преимущества мониторинга очевидны. Это поможет снизить налоговый контроль, избежать дальнейших проверок, предотвратить санкции, не оплачивать большие штрафы в будущем. Поэтому, если есть возможность направить заявку, сделать это нужно.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии

Ассистентус — это сайт для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков
0,106 | 36 | 8.77