Новое в 44 ФЗ в 2019 году

32

ФЗ №44 от 05/04/2013 г. не единожды подвергался изменениям и дополнениям. В частности, 2018 год принес участникам рынка госзакупок ряд важных изменений, регламентирующих рыночные процедуры. Частично они вступили в силу уже в текущем году, но некоторые законодательные нормы обретут силу закона только с 1 января 2019 года. Как вести бизнес по ФЗ-44 в настоящем, к каким изменениям целесообразно подготовиться уже сейчас — об этом пойдет речь ниже.

Как было в 2018 году

Значительные изменения законодательства в сфере госзакупок в текущем году коснулись электронных площадок. Так, с 1 июля 2018 года у участников появилась возможность проводить открытые закупки в электронной форме. До истечения года эта процедура является необязательной, проводится по желанию участников рынка.

Новшество значительно расширяет возможности участия в торгах территориально удаленных поставщиков, сокращает время информационного обмена. Список электронных площадок, на которых можно работать в рамках ФЗ-44, установлен правительственным распоряжением №1447-р от 12/07/18 г. (Единая электронная площадка, Сбербанк — автоматическая система торгов и пр.). Особая электронная площадка предусмотрена для торгов по «оборонке».

Установлена необходимость с 01/07/2018 г. использовать в ходе таких торгов вместо неквалифицированной электронной подписи усиленного характера аналогичную, квалифицированную – КЭП (ст. 4 п. 1-3 ФЗ).

С июля текущего года участники вносят обеспечение заявки на спецсчет в банке из реестра, утвержденного правительством, а не на счет, прикрепленный к электронной торговой площадке, как раньше. Перечень банков поименован в правительственном распоряжении №1451-р от 13/07/18 г.

Размер обеспечения заявки в текущем году в зависимости от НМЦК (по тексту ФЗ-44, ст. 44, и пост. Прав-ва №439 от 12/04/18 г):

  • до 1 млн руб. – не устанавливается размер обеспечения;
  • 1-5 млн руб. – не устанавливается размер обеспечения, однако Минфин рекомендует 0.5-1% от начальной контрактной цены;
  • 5-20 млн руб. – аналогично предыдущему пункту;
  • свыше 20 млн руб. – 0,5-5%, однако организации инвалидов и принадлежащие к УИС могут ограничиться размером 2% (ст. 28, 29).

Малый бизнес и НКО обеспечивают заявки по правилам, установленным до 20 млн руб., как преференциальные участники. Казенные учреждения освобождены от необходимости обеспечения заявки.

Госзакупки по 44-ФЗ в 2019 году

С 1 января будущего года все госзакупки будут вестись только в электронном формате. Если до этого момента начиная с 1 июля 2018 г. участник рынка не пользовался своим правом на проведение электронных закупок, откладывал на потом необходимые изменения в работе организации, до конца года есть время сделать все необходимое:

  • Прежде всего, стоит проанализировать содержание ЛНА организации, касающихся госзакупок. Закон №504-ФЗ от 31/12/17 г. предписывает сделать это до 1 января 2019 г.
  • Госзакупки в бумажной форме более неактуальны. Формулировка ФЗ-44 «открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках» исчезла из текста Закона, следовательно, ее нужно убрать и из ЛНА (положение о контрактной службе или регламент, касающийся работы контрактного управляющего).
  • Изменилась нумерация некоторых статей ФЗ, в частности, ст. 93 добавлено положение о несостоявшейся процедуре и заключении контракта в указанном случае (п. 25). ЛНА следует тщательно проанализировать на предмет соответствующих закону поправок.
  • В ЛНА должна быть добавлена и регламентирована процедура проведения электронных закупок, если ранее этого не было сделано. Следует прописать права, обязанности сотрудников, отвечающих за закупки, закрепить расширение их полномочий.

Кстати говоря! Провести первую электронную закупку рекомендуется уже в этом году, чтобы успеть освоить процедуру до того, как ее проведение станет обязательным.

С нового года в единой инфосистеме госзакупок (ЕИС) появится единый реестр участников рынка закупок (п. 6.1 ст. 4 ФЗ-44). Участие в закупках без регистрации в ЕИС и подачи сведений в реестр станет невозможным. В связи этим, ст. 61 ФЗ, в которой речь идет о регламенте аккредитации на электронной площадке, перестает быть актуальной. С начала 2020 года и ст. 62 о порядке ведения реестра аккредитованных тоже утратит силу.

Аккредитованные ранее участники электронных площадок обязаны зарегистрироваться в единой системе в период с начала 2019 года до его окончания.

Фиксация действий или бездействия участников в системе, предусмотренная п. 13-2 ст. 4 ФЗ, начнется с 01.10.19 г.

После 01.07.19 участник сможет обеспечивать заявку на участие:

  • деньгами;
  • банковской гарантией.

Имеются в виду не только открытые конкурсы, но и с ограниченным участием, электронные аукционы и пр.

Подводя итоги

Изменения в системе госзаказа, отраженные в ФЗ-44 в 2018 году, по существу лишь подготовка к глобальным изменениям 2019 года. В наступающем периоде проведение электронных закупок станет не правом, а обязанностью участника рынка. Единая информационная система госзакупок (ЕИС), основные этапы формирования которой предусмотрены сроком 1.01.19-31.12.19, призвана аккумулировать все сведения о рынке госзакупок. Регистрация в системе станет обязательной. Отсутствие регистрации в ЕИС означает фактическую невозможность участвовать в госзакупках.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии

Ассистентус — электронный журнал для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков
Юрий Субботин
Есть вопрос? Спроси у нас!
онлайн
0,080 | 53 | 8.78