Иностранные фирмы обычно функционируют в РФ в форме представительства. В своей работе они должны руководствоваться законами страны. Однако ликвидация подобных представительств отличается от закрытия обычных фирм. Рассмотрим все нюансы процедуры.
Вопрос: Какие документы требуются, чтобы закрыть филиал или представительство на территории Российской Федерации и исключить его из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций?
Посмотреть ответ
Основания для ликвидации
Представительства ликвидируются по разным причинам. Рассмотрим самые распространенные основания:
- Срок действия документов, на основании которых представительство осуществляло работу в РФ, завершился.
- Ликвидация головного офиса фирмы, которой принадлежало представительство, на территории другой страны.
- Зарубежными учредителями фирмы было принято единогласное решение о закрытии. Причина может быть любой.
- Представительство закрывается государственными структурами в том случае, если оно нарушило процедуру аккредитации.
- Филиал нарушает своей деятельностью законодательство РФ.
- Завершились сроки действия учредительного соглашения. Однако это не касается тех случаев, когда на договор действовала пролонгация.
Как зарегистрировать (аккредитовать) представительство или филиал иностранного юрлица?
От причин ликвидации зависит порядок процедуры. Если это решение государственных органов, то они и будут заниматься закрытием.
Как налоговый орган снимает с учета аккредитованный филиал или представительство иностранной организации?
Процедура ликвидации представительства
Первый шаг при ликвидации – составление официального уведомления. Направляется оно в государственные структуры. Если учредитель принял решение о закрытии филиала до истечения срока действия соглашения, то и аккредитора он должен уведомить о ликвидации досрочно.
Документы
Для закрытия иностранного представительства нужны эти документы:
- Официальное решение о закрытии (к примеру, это может быть протокол собрания).
- Разрешение на работу, которое было получено при открытии субъекта.
- Свидетельство о том, что ЮЛ внесен в реестр.
- Документы, подтверждающие аккредитацию.
- Бумага о назначении руководителя филиала.
- Печати и штампы представительства.
Желательно предоставлять именно оригиналы документов. Если это будут копии, они заверяются посредством консульских печатей. Удостоверяются у нотариуса и зарубежные подписи.
Требования к документам
Документация должна соответствовать этим требованиям:
- Текст на русском языке.
- Если документ составлен на иностранном языке, потребуется перевод, заверенный у нотариуса.
- Форму №15 ПФП не нужно заверять у нотариуса. Достаточно подписи руководителя иностранного субъекта. Также документ требуется прошить.
- Решение зарубежного субъекта о ликвидации должно быть узаконено через Консульство.
Если бумаги не будут соответствовать требованиям, они отклоняются.
Основные шаги
Рассмотрим главные шаги по ликвидации:
- Снятие с учета в Минюсте. Учредителю нужно направить в регистрационную палату бумаги, касающиеся разрешения на работу, лицензии. Составляется соответствующее заявление. Решение по снятию с учета принимается на протяжении 3 недель.
- Снятие с налогового учета. Уведомление направляется в течение 3 дней. Снятие представительства с налогового учета – это довольно ответственное мероприятие, а потому рассмотрим его детально ниже.
- Снятие фирмы с учета в ФСС и ПФ. Эти структуры нужно оповестить о ликвидации. Для этого направляется уведомление, к которому прилагается решение о закрытии. Сделать это желательно в течение 5-10 дней.
Процедура оканчивается в регистрационной палате. Здесь сотрудники уничтожают печать и штампы.
ВАЖНО! Если рассматриваемый порядок не будет соблюдаться, компании отказывают в ликвидации до устранения всех недочетов.
Ликвидация через налоговый орган
Фирма должна не позже 3 суток с даты принятия решения о ликвидации направить уведомление об этом налоговый орган. Уведомление направляется в орган по адресу постановки на учет. Снятие с учета осуществляется по заявлению плательщика в течение 2 недель. Соответствующее положение содержится в абзаце 9 пункта 1 статьи 84 НК РФ.
Для снятия с налогового учета нужны эти бумаги:
- Заявление.
- Копия решения о ликвидации.
- Декларация о доходах.
- Расчеты по налоговым платежам на период закрытия филиала.
- Письмо из банковского учреждения о том, что счета представительства закрыты.
- Свидетельство о постановке филиала на учет.
Если отсутствует хотя бы одна бумага из перечисленных, плательщику отказывают в снятии с учета. Однако налоговая не имеет права требовать дополнительные документы. Существует решение арбитражного суда по делу №А40-14078/02-33-152 от 7 июня 2002 года. В нем изложены эти обстоятельства: налоговая отказалась снять фирму с учета, запросив дополнительные документы. В дальнейшем она бездействовала, не снимая субъект с учета. Это бездействие было признано отказом. То есть налоговая нарушила права плательщика. Суд вынес решение о том, что налоговая должна немедленно снять филиал с учета. Это решение было поддержано апелляционными и кассационными инстанциями.
Есть только одно основание для снятия субъекта с учета – это наличие соответствующего решения учредителя, отраженное в заявлении. Снять с учета не могут при наличии этих обстоятельств:
- Отсутствие работников в штате.
- Отсутствие банковских счетов.
- Плательщик неверно указал свой адрес.
Данные положения подтверждают суды. То есть при неправомерном закрытии филиала суд, скорее всего, встанет на сторону плательщика.
Снятие с учета во внебюджетных фондах (ВФ)
Для того чтобы снять представительство с учета в ВФ, нужно направить туда заявление. Отправляется оно или в письменном, или в электронном виде. В документе нужно указать причину закрытия. Сроки направления оповещений:
- ПФР – не позднее 10 суток с даты получения уведомления.
- ФСС – не позднее 5 суток.
Оповещения во все фонды направляются по стандартному порядку. Желательно проконтролировать процедуру снятия с учета. В обратном случае может возникнуть ситуация, когда представительство остается числиться на учете.
Дополнительные особенности
Закрытие филиала предполагает сокращение персонала. Сокращать сотрудников нужно грамотно. В обратном случае могут возникнуть проблемы с трудовой инспекцией. Работники уведомляются о сокращении за 2 месяца до предположительной даты ликвидации. При увольнении им выплачиваются компенсации.
Если у закрываемого представительства есть непокрытые задолженности/кредиты, учредители должны уведомить о ликвидации кредиторов. Последние имеют право на взыскание долга в течение 2 месяцев с получения уведомления.
Существует определенный перечень документов, который нужен при ликвидации. Он является исчерпывающим. То есть органы не имеют права запросить дополнительные бумаги.
Сроки ликвидации
Сроки ликвидации зависят от следующих обстоятельств:
- Наличие сотрудников, которых нужно сокращать.
- Прохождение налоговой проверки.
- Наличие всех требуемых бумаг.
- Своевременность обращения в государственные органы.
- Наличие сотрудниц, которые находятся в декретном отпуске.
Если фирма не нуждается в налоговой проверке, а весь ее персонал переводится в другой филиал, срок закрытия сокращается до 1 месяца. Если же присутствуют усложняющие обстоятельства, срок может быть увеличен до 3 месяцев. Иногда процедура затягивается на полгода.