Правительство Российской Федерации одобрило пакет законопроектов, представленный Министерством финансов. Эти законопроекты включают поправки в Закон о бюджете на 2024 год, а также в бюджетный план на 2025 и 2026 годы. Кроме того, внесены изменения в Налоговый кодекс (НК РФ) и Бюджетный кодекс (БК РФ).
Как отмечается, нововведения направлены на оптимизацию налоговой системы и улучшение бюджетного процесса в стране и в сегодняшнем материале мы расскажем об изменениях, вносящихся в налоговое законодательство.
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ
С 1 января 2024 года в России начнет действовать новая прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которая предусматривает дифференцированные ставки в зависимости от уровня годового дохода граждан. Эта мера направлена на более справедливое распределение налоговой нагрузки и обеспечение социальной справедливости. В частности, теперь:
- граждане, чей годовой доход не превышает 2,4 миллиона рублей, будут платить налог по ставке 13%;
- для тех, кто зарабатывает от 2,4 до 5 миллионов рублей в год, налоговая ставка составит 15%;
более высокие доходы от 5 до 20 миллионов рублей будут облагаться по ставке 18%; - если годовой доход находится в диапазоне от 20 до 50 миллионов рублей, налоговая ставка увеличится до 20%;
- для самых обеспеченных граждан, чьи доходы превышают 50 миллионов рублей в год, установлена максимальная ставка в размере 22%.
Указанные изменения коснутся не только обычных граждан, но и участников специальной военной операции, включая их денежное довольствие и другие выплаты. Введение прогрессивной шкалы налогообложения направлено на повышение уровня социальной ответственности граждан с высокими доходами.
Отметим! Особое внимание уделено семьям с детьми. Для родителей, воспитывающих двух и более детей и имеющих среднедушевой доход ниже полуторакратного размера прожиточного минимума, предусмотрена частичная компенсация уплаченного НДФЛ. Это позволит снизить их эффективную налоговую ставку до 6%, что станет значительной поддержкой для многодетных семей и поможет улучшить их финансовое положение.
Таким образом, новая налоговая реформа направлена на усиление социальной справедливости, поддержку семей с детьми и создание более сбалансированной налоговой системы, учитывающей различные уровни доходов граждан.
Новые налоговые вычеты и изменения в ставках НДФЛ
В рамках проводимой налоговой реформы в России значительно увеличиваются стандартные налоговые вычеты на детей. С 2024 года родители смогут получать налоговый вычет в следующем размере:
2800 рублей на второго ребенка, вместо прежних 1400 рублей;
6000 рублей на третьего и последующих детей, что вдвое больше предыдущих 3000 рублей.
Выделим! Данные вычеты будут применяться до тех пор, пока совокупный доход семьи не превысит 450 тысяч рублей в год, что также является увеличением лимита по сравнению с ранее установленным порогом.
Кроме того, вводится новый налоговый вычет в размере 6000 рублей в год для граждан, ведущих активный образ жизни. Этот вычет будет доступен для тех, кто регулярно занимается спортом, сдает нормативы ГТО (Готов к труду и обороне) или проходит ежегодную диспансеризацию. Новая мера направлена на стимулирование здорового образа жизни среди населения и снижение расходов на медицинские услуги.
Что касается доходов от продажи имущества, налоговая ставка НДФЛ останется на прежнем уровне для доходов до 2,4 миллиона рублей в год, составляя 13%. Однако для тех, чей доход от реализации имущества превышает эту сумму, ставка увеличится до 15%. Это изменение призвано обеспечить более справедливое налогообложение доходов от продажи имущества, учитывая высокий уровень доходов от таких сделок.
Изменения в налогообложении доходов от дивидендов, депозитов и ценных бумаг
В ходе налоговой реформы также предлагается сохранить максимальную ставку НДФЛ на уровне 15% для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам и доходов от операций с ценными бумагами, если ценные бумаги находятся в портфеле граждан менее пяти лет.
Это решение направлено на поддержание стабильности налоговой системы и стимулы для долгосрочных инвестиций. Тем не менее, для физических лиц с годовым доходом более 50 миллионов рублей будут введены новые ограничения на налоговые льготы.
Отмечается, что на текущий момент доходы от реализации ценных бумаг, которыми граждане владеют более пяти лет, не облагаются налогом. Однако в рамках реформы предлагается изменить это правило. Для физлиц с доходом свыше 50 миллионов рублей в год налоговая ставка на такие доходы составит 15%.
Новые меры в области налогообложения имущества и прибыли организаций
По новому законопроекту, регионы и муниципалитеты будут иметь право устанавливать более высокие ставки налогов на дорогостоящее имущество, стоимостью свыше 300 миллионов рублей. Для такого премиального имущества, муниципалитеты смогут увеличивать:
- предельные ставки с 2% до 2,5%;
- на дорогостоящие земельные участки — с 0,3% до 1,5%.
Эти изменения предназначены для повышения налоговой выручки региональных и муниципальных бюджетов за счет обеспечения дополнительных доходов от крупных имущественных объектов.
Кроме того, ставку налога на прибыль предполагается увеличить до 25%, что будет способствовать увеличению доходов федерального бюджета за счет налогообложения корпоративных прибылей. Это изменение направлено на обеспечение более справедливого и эффективного сбора налогов, а также на повышение доходности бюджета.
Продление преференциальных условий и новые налоговые вычеты
Предлагается сохранить налогообложение по преференциальным режимам, таким как Специальные экономические зоны (СЭЗ), Специальные инвестиционные контракты (СИК), Особые экономические зоны (ОЭЗ), Территории опережающего развития (ТОР) и другие.
Кроме того, предлагается бессрочное продление возможностей применения инвестиционного налогового вычета и режима региональных инвестиционных проектов.
Дополнительно, будет введен федеральный инвестиционный вычет, параметры которого будут определены Правительством РФ. Эти меры направлены на стимулирование инвестиционной активности и развития экономики страны через налоговые льготы и вычеты для предприятий и инвесторов.
Поддержка малого бизнеса: новые правила налогообложения и амнистия
В рамках инициативы по поддержке малого бизнеса предлагается ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на упрощение и снижение налоговой нагрузки для предпринимателей:
- Увеличение порогов для упрощенной системы налогообложения (УСН). Предлагается увеличить пороги для применения упрощенной системы налогообложения по доходам до 450 миллионов рублей и по основным средствам до 200 миллионов рублей. Это позволит большему числу предприятий воспользоваться преимуществами УСН.
- Введение обязанности по уплате НДС для крупных налогоплательщиков. Предполагается введение обязанности по уплате НДС для налогоплательщиков с доходами более 60 миллионов рублей в год. При этом отказывается от повышенных ставок в режиме «доходы» (8%) и «доходы минус расходы» (20%).
- Альтернативные режимы уплаты НДС. Предприятиям будет предоставлена возможность выбора режима уплаты НДС: либо общий режим налогообложения с 20% НДС со всеми вычетами, либо специальные ставки 5% или 7% НДС без права на вычеты для предприятий с определенным уровнем выручки.
- Амнистия для налогоплательщиков. Предусматривается амнистия для налогоплательщиков, готовых отказаться от использования схем дробления бизнеса, что позволит снизить налоговые риски и повысить прозрачность бизнеса.
Налогообложение рентных отраслей: повышение налоговой нагрузки
Выявлен ряд отраслей, включая производство минеральных удобрений и добычу железной руды, где уровень операционной рентабельности существенно превышает среднее значение, иногда в два и более раза. Несмотря на это, уровень рентной налоговой нагрузки остается ниже минимально приемлемых 5% от выручки.
С учетом отмены курсовых экспортных пошлин с 01.01.2025 и высокого уровня рентабельности в этих отраслях, будет скорректирована формула расчета рентных налогов. Предполагается повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в данных отраслях.
Однако, даже после повышения НДПИ, операционная рентабельность в этих отраслях останется высокой, превышая 20%. Это позволяет сохранить привлекательность инвестиций в рентные отрасли, при этом обеспечивая более справедливое распределение налоговой нагрузки и увеличение доходов федерального бюджета.