Уклонение от уплаты таможенных платежей при ввозе автомобиля будет рассматриваться как совершение преступления в крупном размере, если сумма платежа превысит три миллиона рублей. Это следует из постановления Правительства Российской Федерации.
Отметим! В 2024 году этот порог увеличен в полтора раза, чтобы не оказывать сильного давления на предпринимателей.
В свою очередь, для определенных товаров крупный и особо крупный размеры остаются без изменений. К ним относятся:
- рыба;
- алкоголь;
- табак;
- драгметаллы;
- автомобили.
Эксперты отмечают, что ввоз автомобиля из-за границы через серую схему станет практически невозможным, а через легальные каналы — невыгодным. С учетом ужесточения законодательства и повышения ответственности за нарушения в области таможенного контроля, риски для тех, кто пытается обойти уплату таможенных пошлин, значительно возрастают.
Так, неуплата таможенных платежей при ввозе автомобиля может привести к серьезным последствиям, включая штрафы, конфискацию имущества и даже тюремное заключение. Особенно это актуально для тех, кто собирается применять незаконные методы для ввоза автомобилей и других товаров в Россию.
Подробнее об этом мы расскажем в сегодняшнем материале.
Увеличение порогов крупного и особо крупного ущерба по закону
Президент России Владимир Путин 6 апреля текущего года подписал закон, который увеличивает минимальные пороги крупного и особо крупного ущерба по нескольким экономическим составам в Уголовном кодексе. В соответствии с законом:
- крупной считается сумма ущерба в размере 4,5 миллиона рублей, вместо нынешних 3 миллионов рублей, а особо крупной — 18 миллионов вместо 12 миллионов рублей, по статье за мошенничество;
- в случае ограничения конкуренции, крупным доходом будет считаться сумма в 80 миллионов рублей, а особо крупным — 390 миллионов рублей, вместо предыдущих 50 и 250 миллионов рублей соответственно;
- пороги крупного ущерба также увеличены: теперь крупным ущербом считается сумма в 16 миллионов рублей, а особо крупным — 47 миллионов рублей, вместо предыдущих 10 и 30 миллионов рублей соответственно.
Отметим! Закон, который увеличивает пороги крупного и особо крупного ущерба в случае уклонения от уплаты таможенных платежей, уже вступил в силу, за исключением одного пункта — поправок в статью 194 Уголовного кодекса, которые начнут действовать через три месяца.
Согласно этим поправкам, сумма неуплаченных таможенных платежей будет считаться крупной, если превышает три миллиона рублей, а особо крупной — девять миллионов рублей, вместо нынешних двух и шести миллионов рублей соответственно.
Важно отметить, что правительство вправе определить перечень товаров, за уклонение от уплаты платежей по которым будет наступать ответственность. Так, кабмин уже определил этот перечень: рыба и ракообразные, злаки, алкоголь и табак, драгметаллы и камни, нефть, древесина и транспортные средства.
Как отмечается, данные изменения направлены на более эффективную защиту отечественного рынка и предотвращение потерь бюджета. Они также представляют собой шаг в гуманизации уголовного законодательства.
Комментарии одного из соавторов вводимых поправок
Закон о повышении порогов крупного и особо крупного ущерба по экономическим преступлениям был принят с целью защиты предпринимателей, сообщил соавтор поправок Алексей Нечаев. Он отметил, что пороги ущерба по самым «популярным» для предпринимателей статьям не пересматривались много лет. Вместе с тем, как отметил политик:
- инфляция по ним превысила 80 процентов;
- наказание даже за небольшие нарушения было слишком высоким;
предпринимателям приходилось неоднократно проверять все, чтобы избежать реального тюремного срока.
Кроме того, Алексей Нечаев отметил, что предприниматели принесут больше пользы стране, если будут активно платить налоги, а не находиться в тюрьме.
Что касается предложенного перечня товаров, по которым нормы ущерба останутся прежними, то в него вошли очень чувствительные для российского рынка позиции, требующие усиленной защиты.
Борьба с серыми схемами импорта автомобилей
В свете активной борьбы с серыми схемами импорта автомобилей на территорию стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), правительство выступило с инициативой сохранения порога ущерба при уходе от уплаты таможенных платежей за ввоз автомобилей. Эта мера направлена на противодействие таким преступлениям, которые, по мнению источников из кабинета министров, часто совершаются при ввозе машин для личных целей под видом транспортных средств международной перевозки, фактически используемых в коммерческих целях.
Согласно пояснительной записке к проекту постановления, массовый ввоз физическими лицами таких транспортных средств негативно сказывается на внутреннем автомобильном рынке.
Кроме того, эксперты подчеркивают, что описанная схема вряд ли является массовой, но она все же привлекает внимание своей экзотичностью: автомобиль с номерами третьей страны, управляемый иностранцем, въезжает на территорию России или других стран ЕАЭС. Однако такие автомобили, скорее всего, не смогут быть использованы легально, и их судьба может свестись к продаже на запчасти.
Комментарии автоюристов: нерастаможенной машиной можно пользоваться только год
Автоюристы подчеркивают, что владельцам нерастаможенных автомобилей следует помнить о законодательных ограничениях:
- срок эксплуатации таких машин ограничен одним годом;
- по истечении этого срока владельцу необходимо будет либо уплатить таможенные пошлины, либо стационаризировать автомобиль в гараже.
Вместе с тем экспертами в данной области отмечается, что интернет полон полулегальных схем, предлагающих способы ухода от растаможки. Однако они также отмечают, что провести специалистов для реализации таких схем непросто.
Например, одним из распространенных трюков является занижение стоимости ввезенного автомобиля для уменьшения суммы налога. Однако, по мнению экспертов, этот метод чаще всего не проходит, так как таможенники имеют представление о реальных ценах.
По мнению автоюристов, нерастаможенную машину можно будет использовать лишь на запчасти, так как ее легальное использование становится невозможным после истечения указанного срока.
Новый утилизационный сбор при ввозе автомобилей: защита российского рынка и борьба со схемами параллельного импорта
Кроме того, с 1 апреля 2024 года вступил в силу новый порядок расчета платежей при ввозе автомобилей в Россию из-за рубежа. Теперь, помимо таможенных пошлин, российские граждане должны уплачивать утилизационный сбор. Ранее, многие предпочитали растаможивать свои автомобили в странах Евразийского экономического союза, чтобы сэкономить на этом этапе. В свою очередь, к таким странам относятся:
- Белоруссия;
- Казахстан;
- Армения;
- Киргизия.
Теперь же любые недоплаты в таможенной стоимости автомобиля будут включаться в утилизационный сбор. Это решение призвано защитить отечественный автомобильный рынок и противодействовать схемам параллельного импорта.
Новые правила вводятся для предотвращения ухода от уплаты налогов и создания конкурентных преимуществ для отечественных производителей. Теперь владельцам иностранных автомобилей стоит обратить внимание на дополнительные расходы, связанные с ввозом и утилизацией машины.