На пленарном заседании Госдумы России 9 апреля глава Комитета по социальной политике Ярослав Нилов заявил о том, что в России прекратили штрафовать водителей за превышение средней скорости — понятие, отсутствующее в Правилах дорожного движения и Кодексе об административных правонарушениях. Он выразил мнение о том, что в связи с этим оштрафованным водителям следует вернуть ранее уплаченные штрафы, а также принять извинения за ошибочные действия.
Однако предложение Нилова о возврате денег водителям было отклонено депутатами большинством голосов, несмотря на то, что был предложен законопроект о запрете штрафования за превышение средней скорости.
Подробнее о ситуации и реакции депутатов на предложение вернуть деньги оштрафованным за несуществующее правонарушение вы сможете узнать из нашего сегодняшнего материала.
Предложение ЛДПР: запрет на штрафы за превышение «средней скорости»
В 2018 году группа депутатов от ЛДПР предложила законопроект, направленный на запрет штрафов за превышение так называемой «средней скорости» на участках дорог, фиксируемой двумя камерами:
- камера на въезде участка дороги;
- на выезде с участка.
Авторы законопроекта утверждали, что выписка штрафов по такой схеме является незаконной, поскольку понятия «средней скорости» нет ни в Правилах дорожного движения, ни в Кодексе об административных правонарушениях.
Ярослав Нилов, один из соавторов законопроекта, назвал данный механизм «среднескоростным разводом», утверждая, что он создан исключительно для заработка на гражданах.
Предложение, в свою очередь, заключалось во внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые устанавливают, что штраф за превышение скорости может быть назначен «только в случае фиксации административного нарушения в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время».
Отвергнут в Госдуме: законопроект о штрафах за превышение «средней скорости»
В 2019 году законопроект, направленный на запрет штрафов за превышение «средней скорости» на дорогах, был принят в первом чтении, несмотря на отрицательное заключение Правительства. Однако позже Комитет Госдумы по законодательству рекомендовал его отклонить.
На заседании Госдумы 9 апреля заместитель председателя комитета Ирина Панькина отметила, что законопроект содержит неопределенные термины, которые не имеют четкого определения в законодательстве, такие как:
- «в конкретном месте»;
- «в конкретное время»;
- «средняя скорость».
По итогам голосования депутаты отклонили данный законопроект, что вызвало обсуждения в обществе и разногласия в парламенте относительно необходимости изменения правил штрафования водителей.
Ярослав Нилов: законопроект о превышении «средней скорости» достиг своей цели
В ходе заседания Госдумы, депутат Ярослав Нилов подчеркнул следующее: несмотря на то, что законопроект о запрете штрафов за превышение «средней скорости» не был принят, он все же достиг определенных результатов – штрафы за превышение средней скорости перестали выписывать.
По мнению Нилова, обсуждение этой проблемы еще не завершено. Он предложил извиниться перед водителями, которые были оштрафованы за нарушение «средней скорости», и вернуть им уплаченные штрафы за несуществующее правонарушение.
Инициатива Минтранса: метод контроля за средней скоростью был предложен задолго до законопроекта
В конце 2023 года Минтранс представил на общественное обсуждение проект постановления Правительства о внесении изменений в Правила дорожного движения относительно средней скорости:
- введенный термин «средняя скорость» определяется как скорость, с которой транспортное средство проходит участок дороги между двумя камерами, размещенными на определенном расстоянии друг от друга;
- обе камеры регистрируют скорость транспортного средства, после чего вычисляется среднее значение. Если водитель превысит установленную скорость на этом участке дороги, ему грозит штраф.
Вместе с тем инициатива о введении метода средней скорости для контроля нарушений на дорогах, предложенная Минтрансом, не получила поддержки МВД.
Однако исследование, проведенное в центре исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики, обнаружило положительные стороны этого метода — при расчете снижения аварийности на одну установленную камеру метод средней скорости эффективен в 1,3-1,6 раза больше, чем метод контроля мгновенной скорости. Особенно высокая эффективность наблюдается в условиях, когда фактор превышения скорости становится более существенным, например, летом, ночью или за пределами населенных пунктов.
В свою очередь, эксперты отмечают, что применение метода контроля средней скорости не исключает необходимость использования камер контроля мгновенной скорости.
Проблемы с контролем средней скорости: вызовы и несоответствия
Практика внедрения метода контроля средней скорости на дорогах столкнулась с некоторыми сложностями, что привело к расхождению с теорией. Водители нашли способы обойти эту технологию:
- использование мобильных приложений для уведомления о камерах;
- укрывание за большими транспортными средствами, избегая фиксации своих номеров.
Ситуация вынудила вмешаться даже Генеральную прокуратуру, которая указала на необходимость исключить привлечение к ответственности за превышение средней скорости из практики правоохранительных органов до внесения соответствующих изменений в законодательство.
В свою очередь, в этом вопросе были высказаны и судебные позиции: По мнению Верховного Суда, выраженному как в 2019 году, так и в 2022 году, данная практика должна быть исключена до внесения соответствующих изменений в законодательство.
Однако, несмотря на указания Генпрокуратуры и Верховного суда, изменения в законодательстве так и не были внесены, что оставляет ситуацию в данной области без изменений и вызывает обсуждения о дальнейших шагах по регулированию этой практики.