Конституционный суд разъяснил, почему аренда жилья в многоквартирном доме не является гостиничной услугой. При этом речь идет только о сдаче жилплощади во временное пользование на небольшой срок ─ от одних до нескольких суток. Подробный комментарий предоставлен на основании примера.
Основания для запрета
Согласно п. 3 ст. 17 ЖК РФ, собственники квартир не вправе организовывать гостиницы на своей жилплощади, если она находится на территории многоквартирного дома. В то же время власти разрешают размещать там гостей на возмездной основе. При этом владелец помещения обязан соблюдать важные требования:
- не доставлять значительные неудобства соседям, «значительность» определяется как сравнение с неудобствами, возникающими при обычной эксплуатации помещения;
- контролировать интенсивность использования мест общего пользования в доме, которая может быть неявно повышена.
И даже формальные характеристики деятельности здесь не играют роли. КС РФ выделил среди них:
- короткий срок сдачи во временное пользование своей жилплощади;
- использование «гостиничной» терминологии в объявлениях об аренде квартиры;
- присутствие владельца квартиры или его представителя во время заселения и выселения арендаторов;
- организация трансфера и питания для съемщика.
Если на аналогичных условиях в помещение регулярно заселяют по несколько гостей, срок проживания сокращается до нескольких часов, а также выполняются услуги, утвержденные пунктом 25 Правил предоставления гостиничных услуг, то такую деятельность признают гостиничной.
Порядок организации гостиницы в многоквартирном доме?
По стандарту из квартиры, даже многокомнатной, сделать полноценную гостиницу не получится. Если ориентироваться на площадь, то возможна организация мини-отеля или хостела. Однако закон запрещает создавать и такие места в жилом доме.
В этом случае собственник должен оформить квартиру, как нежилое помещение и обеспечить необходимым оснащением. Так, владелец предприятия должен:
- Оборудовать спальные комнаты, кухню и прочие помещения на возможность использования несколькими людьми.
- Обеспечить регулярную уборку всех помещений.
- Оборудовать ресепшн, за которым будет работать администратор. В качестве последнего может выступать сам хозяин.
- Пройти пожарную, санитарную проверку и соблюдать соответствующие требования.
- Разработать форму договора с клиентами. На основании этого документа потребителю будут оказаны услуги. Такой договор является публичным.
При этом стоит помнить об ответственности обеих сторон. Например, конфиденциальность личных данных клиента, сохранность имущества гостиницы или иной вред, причиненный сторонами друг другу.