11 февраля 2025 года на общественное обсуждение выставили законопроект, в соответствии с которым бизнесменам запретят использовать в коммерческих названиях иностранные слова. Эти новшества коснутся и ФЗ № 2300-1, где власти уточнят, что русский язык должен быть приоритетным для информирования людей об акциях, распродажах и т.д.
Придется ли полностью менять название?
Русский язык закреплен в России как государственный еще в 2005 году в ст. 1 ФЗ № 53. Однако руссифицировать коммерцию власти решили только в 2024 году. К примеру:
- Названия организаций и любые обозначения, связанные с ней, потребуется оформлять на госязыке. Иначе бизнесмена могут оштрафовать. При этом фирменное название в этом наименовании разрешают оставить прежним.
- Отдельным пунктом депутаты обязали давать названия жилищным комплексам и отдельным единицам капстроительства на русском языке.
На текущий момент применять русский язык для таких целей необязательно. Использование государственного языка РФ подразумевает соблюдение правил правописания и других лексических норм в соответствии с перечнем словарей и справочников.
В конце 2025 года начнет работать бесплатный ресурс Национальный словарный фонд, где утвердят правила использования госязыка для организаций и граждан.
Национальный словарный фонд
Национальный словарный фонд (НСФ) — это ГИС, где собраны все правила современного русского языка, которые собраны и сгруппированы за последние 300 лет. Нормы зафиксированы в специальных справочниках и словарях, отражающих изменения правил в соответствии с течением времени, а также об информационных технологиях, которые необходимы, чтобы обрабатывать эти сведения. Доступ к ресурсу будет бесплатным для всех.
Минобрнауки РФ является оператором и заказчиком фонда. Ведомство отвечает за разработку, совершенствование, работоспособность ресурса, а также за обработку сведений. А в положении о НСФ уточнены права и обязанности оператора, правила формирования и ведения системы. Здесь же указали процессы предоставления, обработки и хранения данных.
Ознакомительная информация для граждан
После внесения изменений в ФЗ № 2300-1 компании обязаны уточнять сведения о своих товарах, работах и услугах на госязыке. Речь идет об общедоступной информации, которая указана на вывесках, табличках и других местах. На элементах нельзя размещать рекламу, но можно конкретизировать:
- класс или вид продукта без уточнения деталей;
- дополнительные характеристики продукта;
- особые условия покупки, например, акции, распродажи;
- данные о деятельности организации;
- коммерческое название.
В то же время компаниям разрешают использовать госязыки регионов страны. В таких случаях сведения должны быть по равнозначны тем, которые представлены на русском языке.
Требования не коснутся товарных знаков, фирменных наименований и знаков обслуживания.
Таким образом, с введением этого закона в России полностью исключат слова «open», «sale», «coffee», «fresh» и другие.