30 ноября власти подписали Постановление № 1679, в котором унифицирован порядок действий операторов системы «Честный знак» и участников оборота при возникновении аварийной ситуации. Что именно подразумевается под такой аварией и как себя вести в этих условиях подробно описано в новом разделе к Постановлению № 515. Новые правила начнут действовать с 1 марта 2025 года.
Определение аварийной ситуации
Согласно определению, которое дают власти, аварийная ситуация в данном контексте представляет собой сбой в работе информационной системы мониторинга, который привел к приостановке или прекращению работы ГИС, влекущий нарушение конфиденциальности, целостности и доступности сведений.
При возникновении аварии оператор «Честного знака»:
- Обязан незамедлительно предпринять неотложные мероприятия по защите данных в рамках полномочий: предупредить участников системы и сообщить о случае в контролирующие органы. На это по стандарту отводится 3 часа с момента возникновения аварии.
- Должен оповестить координатора о нарушении функционирования ГИС, уточнив время и предположительные причины сбоя.
Работа ГИС будет ограничена в течение «аварийного» периода и на протяжении 3 суток со дня, который идет за днем, когда оператор сообщит об окончании аварийной ситуации. Ограничения включают отказ в предоставлении данных в другие госинформсистемы, если оно предусмотрено правилами маркировки конкретной продукции, которая подлежит обязательной маркировке.
Согласно пункту 62, координатор в течение 12 часов после оповещения оператора о прекращении аварийной ситуации должен согласовать текст уведомления с участниками ГИС. Оператор, в свою очередь, обязан разместить эти данные в течение 1 часа на официальном сайте.
Действия участников и операторов системы
В период аварийной ситуации стороны должны действовать согласно определенному порядку. К примеру, обязательства участников закреплены в пункте 57, они должны:
- вводить в оборот и выводить из него продукцию в соответствии с порядком маркировки отдельных товаров;
- наносить коды идентификации из их запаса, если их невозможно получить от оператора;
- фиксировать и хранить данные, которые не получается отправить в «Честный знак» в течение двух часов с начала аварии. При этом сам оборот, ввод и вывод из него приостанавливать не требуется;
- отправлять эту информацию в систему в течение трех рабочих суток со дня, который идет за днем, когда оператор оповестил всех о завершении сбоя.
В то же время оператор системы вместе с координатором вправе утвердить дополнительные временные рекомендации по работе с ГИС в период сбоя. В частности, речь идет о выдаче кодов маркировки, которых может не хватить во время аварии. Предварительно этот порядок будет согласован с вышестоящими органами.
Отметим, участники оборота должны самостоятельно рассчитать запас QR-кодов, исходя из потребности в них для обеспечения непрерывной деятельности. Поэтому ответственность за отсутствие кодов маркировки на товаре, а также сопряженных рисках лежит на них.