Составление акта об оказании услуг ─ это завершающий этап оформления каких-либо работ и служит доказательством того, что исполнитель или подрядчик выполнил свои обязательства перед заказчиком в полном объеме. Характер услуг значения не имеет – акт можно составить по разным поводам. Акт об оказании услуг является приложением к договору подряда, поэтому его нельзя назвать самостоятельным документом.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта об оказании услуг .xlsСкачать образец заполнения акта об оказании услуг .xls
Зачем нужен акт об оказании услуг
В первую очередь, следует сказать, что в акте фиксируется факт надлежащего исполнения договорных обязательств в срок. Также он подтверждает, что у заказчика отсутствуют претензии к исполнителю. Поэтому специалисты рекомендуют подробно описывать каждую услугу. Дело в том, что одно действие может испортить результат и тогда разногласия будет проще.
Таким образом, акт является законным основанием для производства окончательных расчетов по подрядному договору между заинтересованными сторонами.
Если говорить о заказчике, то акт включается еще и в финансовую отчетность, в том числе по учету понесенных расходов и на его основе происходит снижение базы налогового обложения.
В тех случаях, если заказчик остается недовольным качеством предоставленных услуг, это также отражается в акте отдельным пунктом. В нем подробно перечисляются выявленные недочеты, дефекты, ошибки и указывается период, в течение которого необходимо их устранить. Если же работы по устранению нарушений не проводятся, заказчик вправе подать на исполнителя в суд. Точно также в суд может подать и исполнитель, например, при задержке или уклонении заказчика от оплаты.
В других же ситуациях документ, наоборот, может являться гарантией от необоснованных претензий и возникновения судебных разбирательств.
Отметим, если дело дойдет до суда, а акта между сторонами не будет, то его отсутствие судья может расценить как нежелание соблюдать законодательно установленную процедуру оформления оказания услуг. Это, в свою очередь, приведет к наложению штрафных санкций со стороны надзорных органов.
Правила составления акта
Акт об оказании услуг не имеет стандартного, унифицированного образца, обязательного к применению. Поэтому оформить его можно в произвольном виде, исходя из потребностей компании, либо подготовить локальный шаблон, который необходимо использовать регулярно. Но так как акт об оказании услуг относится к первичной документации, то согласно п. 2 ст. 9 ФЗ № 402, у него должны быть обязательные реквизиты:
- название, дата составления документа;
- название организации;
- описание операции, в данном случае, оказание услуг, которые рекомендуется описать подробно;
- стоимость оказанных услуг без НДС и отдельно сумму НДС с указанием налоговой ставки;
- период, в который оказаны услуги;
- должность, Ф.И.О. сторонн и всех лиц, причастных к составлению документа;
- банковские реквизиты, контактные данные;
- подписи уполномоченных лиц.
Если к акту прикладываются какие-либо дополнительные документы (это могут быть не только печатные бумаги, но и фотографии, чеки, квитанции и т.п.), их необходимо указать отдельным пунктом.
Напомним, хранить первичную документацию, включая акт об оказании услуг нужно не меньше 5 лет в соответствии с п. 1 ст. 29 ФЗ № 402.
Что делать, если в акте обнаружены ошибки
Самый лучший способ исправления ошибок в акте оказания услуг: уничтожение неправильного экземпляра и написание нового акта.
К составлению акта нужно относиться внимательно и скрупулезно, стараться не допускать помарки и неточности, особенно в цене. Если избежать ошибок не удалось, их нужно исправлять путем аккуратного зачеркивания неверных сведений и внесения верных (заверить подписями и надписью «исправленному верить»).
А особенное внимание нужно обратить на пункт об отсутствии претензий, потому что подписанный акт автоматически подтверждает согласие заказчика с предоставленным качеством. В то же время такой пункт можно вообще не включать в документ, так как он является необязательным. Однако это придется согласовать с исполнителем.
Правила оформления
Документ можно оформлять на обычном листе А4 формата или же на фирменном бланке предприятия, причем как от руки, так и на компьютере. Делать нужно два экземпляра – по одному для каждой из сторон. При этом обе копии акта необходимо подписать руководителями обеих организаций или уполномоченными действовать от их имени сотрудников. По желанию можно поставить печати.
Помимо базовых данных, в документе обязательно надо указать реквизиты договора, на основании которого составляется акт. Иначе будет сложно определить, к какой именно сделке относится акт. Кроме того, как говорили выше, нужно очень подробно описать оказание каждой услуги.
Если документ будет оформлен в электронном виде, то его необходимо подписать УКЭП обеих сторон.
Образец составления акта об оказании услуг (табличная форма)
Мы рассмотрим самый простой, но стандартный вариант акта об оказании услуг. Итак, алгоритм заполнения следующий:
- Вверху листа по центру надо указать название документа, а в строке ниже город, в котором происходила сделка, а также дату. При этом город располагается по левой стороне, а дата по правому краю.
- Первый блок включает описание участвующих сторон, где определяется заказчик и исполнитель, а также документы, подтверждающие их полномочия. Здесь же регистрируется факт составления акта о нижеследующих услугах, которые указывают в следующем основном блоке.
- В первом пункте необходимо указать реквизиты договора, к которому прилагается данный документ, а также факт сдачи и приема результатов. В нашем случае стороны указали о подготовленном отчете по итогам работ.
- Теперь необходимо подробно описать все процессы, реализованные исполнителем в рамках оказания услуги. А ниже надо отразить период, в течение которого выполнялись работы.
- Обязательно надо указать стоимость и сумму услуг прописью и цифрами, учитывая или не учитывая НДС.
В конце надо указать, что стороны не имеют друг к другу претензий, а также количество составленных экземпляров. Кроме того, обязательной частью является отражение реквизитов и контактов сторон. Рекомендуется оформить их в виде таблицы.
Отметим, если при приемке были выявлены недочеты и заказчик имеет претензии, то нужно составить дополнительный документ, а этот не подписывать либо исключить пункт об отсутствии претензий.