Аналитическая записка составляется в тех случаях, когда руководству предприятия или организации требуется анализ какой-либо нестандартной, сложной или даже кризисной ситуации. От одноименного отчета этот вид документации отличается тем, что в нем не только описывается сложившаяся проблема и рассматриваются ее причины, но и приводятся варианты развития событий, а также предлагаются пути решения.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк аналитической записки .docСкачать образец заполнения аналитической записки .doc
Для чего нужна аналитическая записка
Обычно цель создания записки ─ предотвращение аналогичных проблемных ситуаций, грамотное планирование расходов компании в будущем, повышение производительности труда либо улучшение контроля за теми или иными направлениями бизнеса. Поэтому документ может служить большим подспорьем при определении дальнейшего курса развития компании.
Иногда аналитические записки используются при проведений презентаций, семинаров, совещаний и пр. внутрикорпоративных мероприятий.
В некоторых случаях данный документ может стать доказательством при судебных разбирательствах, поэтому относится к его составлению необходимо крайне внимательно и со всей ответственностью.
Кто составляет аналитическую записку?
Обычно обязанность по составлению аналитической записки входит в компетенцию сотрудников специализированного отдела аналитики или специалиста структурного подразделения, осведомленного о проблеме. В любом случае, лицо, составляющее аналитическую записку должно быть компетентным и в полной мере владеть всей необходимой информацией по рассматриваемой в записке проблеме. Не лишним является и привлечение к ее разработке сотрудников других отделов и структурных подразделений, которые могут дополнить аналитику какими-то своими немаловажными данными.
Правила составления аналитической записки
Стандартного, унифицированного образца документа нет, поэтому написана записка может быть в произвольной форме. Однако некоторые организации, особенно крупные, разрабатывают индивидуальный шаблон документа, исходя из своих потребностей. В то же время специалисты предлагает примерную структуру документа:
- В начале записки указывают ее номер по внутреннему документообороту, дата составления, адресата, которым обычно является руководитель организации, а также автор записки, занимавшийся проведением анализа.
- Затем идет описательная часть, в которую включаются суть проблемы, ее причины и последствия, рекомендации для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем, делаются выводы.
Все сведения должны быть аргументированы и доказательны, детали, имеющие значения для подведения итогов нужно также обязательно указывать в документе.
Как правило, в записке анализируется одна проблема, но если она сложная, то ее можно разделить на несколько параграфов или пунктов, каждый из которых рассмотреть по отдельности, а в конце подвести общий результат.
При составлении текста записки следует избегать специальной терминологии, понятной лишь узкому кругу специалистов, при необходимости надо стараться подбирать к таким словам и выражениям общепринятые синонимы и понятия. В крайнем случае, к терминам следует делать специальные разъясняющие их значение сноски.
Если к аналитической записке прикладываются дополнительные документы (фотографии, акты, договоры, накладные, счета, расчеты и т.д.), это необходимо также отразить в ее содержании.
В конце аналитическая записка обязательно должна быть подписана составителем.
Правила оформления и регистрации аналитической записки
Записка составляется в двух экземплярах, один из которых передается руководителю для ознакомления с проблемой и принятий решений по дальнейшим действиям, а второй остается в структурном подразделении (на всякий случай).
Писать документ можно как от руки, так и печатать на компьютере. Первый вариант в настоящее время используется крайне редко, чаще всего записки оформляются в печатном виде. Во многом это связано еще и с тем, что часто при оставлении записки используются различные таблицы, графики, схемы, диаграммы и чертежи – в специальных компьютерных программах рисовать их гораздо удобнее и быстрее (их, кстати, для наглядности и более выраженного эффекта, лучше всего оформлять в цвете).
Объем аналитической записки никак не ограничен – иногда он может достигать нескольких страниц, но считается, что их количество не должно превышать 6-7 листов. При этом, если документ многостраничный, его надо скреплять специальным образом при помощи крепкой нити, помещать в плотную обложку или заказывать переплет в типографии.
Регистрировать аналитическую записку не обязательно, но если в компании ведется контроль за движением внутренних документов (служебных, докладных записок, актов и т.д.), то, конечно, зарегистрировать ее стоит.
Документ может носить как единичный характер, так и применяться на регулярной основе (например, при формировании ежеквартальной или ежегодной отчетности).
Что касается технической стороны формирования, хранения и архивации документа, то она утверждена в ГОСТ 7.0.97-2016. Например, в печатном виде выравнивать текст нужно по ширине, а если документ составляется более чем на одной странице, то каждую нужно нумеровать.
Нужно ли заверять аналитическую записку
Обычно после составления записка передается руководителю структурного подразделения или другому сотруднику, способному на уровне эксперта оценить работу, выявить ошибки и дать профессиональные комментарии к ней. Только после его утверждения документ уходит на ознакомление высшему должностному лицу предприятия для передачи картины по проблеме и формирования дальнейших перспектив.
Если в записке найдены ошибки и неточности
Случается, что иногда после составления записки обнаруживаются новые сведения, которые могут кардинально поменять информацию и выводы, приведенные в ней. В этом случае нужно по возможности внести в электронную версию записки все необходимые исправления. Затем распечатать документ уже с ними либо пометить неточности в тексте специальными значками, указав к ним комментарии и разъяснения в отдельном приложении.