Должностная инструкция рентгенолаборанта применяется для разбора ключевых аспектов деятельности специалиста. В ней дается описание возможностей, предоставленных ему нанимателем, требования к уровню его квалификации и другие базовые моменты. Поскольку инструкция является правовым документом, с возможностью использования в разбирательствах по трудовым вопросам, она требует тщательного составления и оформления.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции рентгенолаборанта .doc
Образец должностной инструкции рентгенолаборанта
1. Общие положения
- Рентгенолаборант подчиняется руководителю медицинского учреждения.
- Рентгенолаборант нанимается и увольняется приказом главы медицинского учреждения.
- В случае отсутствия рентгенолаборанта на определенный срок (отпуск, заболевание и т.д.) его профессиональные функции, по распоряжению главы медучреждения, передаются другому специалисту соответствующей квалификации.
- Кандидат на позицию должен отвечать нижеперечисленным квалификационным требованиям:
- средне-специальное образование медицинского профиля;
- успешно пройденное медобследование;
- опыт работы не требуется.
- Рентгенолаборант должен разбираться в:
- профильных нормах и законах;
- принципах обращения с лабораторным оборудованием;
- этапах проведения диагностики;
- способах выявления текущих неполадок в диагностическом оборудовании;
- этапах применения соответствующих диагностических медицинских приборов;
- специфике лучевой диагностики;
- этапах подготовки необходимых фотохимических растворов;
- параметрах работы с рентгенопленкой;
- использовании компьютерных программ для обработки полученных результатов;
- правилах работы с соответствующей документацией;
- параметрах, применяемых для оценки качества проведенных им работ;
- параметрах охраны труда и поддержания санитарно-гигиенических норм в медучреждении;
- общих теоретических основах рентгенологии;
- правилах оказания неотложной медпомощи;
- профессиональных стандартах при общении с посетителями медучреждения;
- этических правилах в сфере медицины;
- нормативах безопасности при обращении с аппаратурой.
- Рентгенолаборант руководствуется:
- общим и отраслевым законодательством;
- документацией медучреждения;
- параметрами, изложенными в данной инструкции.
2. Функции
Рентгенолаборант отвечает за следующий спектр задач:
- Подготовка посетителей к проведению рентгенологических исследований.
- Осуществление текущего контроля за состоянием посетителя рентгеновского кабинета.
- Оформление необходимых в своей деятельности документов, в том числе по полученным результатам.
- Текущее наблюдение за корректностью работы диагностического оборудования.
- Обеспечение корректной работы эксплуатируемых приборов и оборудования.
- Участие в выяснении причин неправильной работы лабораторного оборудования.
- Изготовление рентгенограмм и томограмм.
- Проведение необходимой фотообработки.
- Текущая настройка диагностического оборудования.
- Отслеживание допустимой дозы рентгеновского излучения.
- Приготовление соответствующих растворов и веществ.
- Оказание помощи врачу при проведении рентгеноскопии.
- Соблюдение санитарно-гигиенических требований, норм безопасности и охраны труда.
- Помощь другим сотрудникам и посетителям в границах своей ответственности.
- Уход за рабочей одеждой, предоставленной медучреждением.
3. Ответственность
Рентгенолаборант может понести наказание в следующих ситуациях:
- За ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей, закрепленных в данной инструкции, — в пределах, указанных в трудовом законодательстве.
- За совершенные в ходе выполнения работ нарушения действующих норм и законов — в соответствии положениями уголовного, трудового и административного права.
- За ущерб материального характера, полученный медучреждением по его вине, — в тех границах, которые указаны в актуальных разделах трудового законодательства.
4. Права
Рентгенолаборанту предоставлен нанимателем следующий комплекс возможностей:
- Информировать главного врача и другой руководящий персонал о возможных проблемных моментах.
- Вносить главному врачу предложения о возможных усовершенствованиях в сфере своей деятельности.
- Знакомиться с проектами распоряжений, относящихся к сфере своей должностной ответственности.
- Получать от служащих медучреждения информацию, востребованную в своей профессиональной деятельности.
- Требовать от руководства медучреждения поддержания необходимых для качественной работы условий.
- Иметь доступ к критериям, применяемым руководством медучреждения для проверки качества выполненной работы.
- Приостанавливать использование рентгеновской аппаратуры в случае обнаружения технических проблем.
- Отказываться от работы при обнаружении нарушений правил безопасности.
- Участвовать в собраниях персонала медучреждения, где затрагиваются вопросы, относящиеся к деятельности рентгеновского кабинета.
- Получать от учреждения рабочую одежду в установленном порядке.
Правила составления документа
Должностная инструкция составляется на основе определенных принципов делопроизводства. Образцами для неё служат типовые профильные инструкции. Также могут применяться подходящие профстандарты и параграфы квалификационных справочников.
Формат инструкции имеет две разновидности: стандартный и расширенный.
В первом варианте — наиболее распространённом — инструкция состоит из следующих частей:
- Общий раздел.
- Список должностных функций.
- Ответственность за нарушения.
- Должностные полномочия.
В расширенном формате работодатель добавляет к вышеперечисленному перечню какие-то из следующих разделов:
- Параметры должностных взаимодействий.
- Правила оценки достигнутых успехов (KPI).
- Специфика работы.
- Квалификационные требования.
Расширенный формат используется при создании должностных инструкций для топ-менеджеров и специалистов на особо ответственных позициях.
Готовая инструкция оформляется в соответствии с правилами делопроизводства документа: она распечатывается на официальном бланке учреждения. В ней должны присутствовать основные параметры официального документа: расшифрованные подписи, реквизиты и т.д.
Внимание! Содержимое инструкции не только должно быть согласовано с действующим законодательством, но и не должно противоречить трудовому договору и другой официальной документации работодателя.
Общий раздел
Данный раздел посвящен описанию базовых аспектов профессиональной деятельности работника:
- От кого зависят его кадровые перемещения.
- Ожидаемый уровень образования и трудового опыта.
- Требуемые навыки и теоретические знания.
- На что он должен ориентироваться.
Основная задача раздела — отобрать кандидата с квалификацией, позволяющей выполнять задачи, описанные в следующей части.
Внимание! Если часть раздела стандартна для любых работодателей, то требования к навыкам описаны с учетом специфики конкретного нанимателя.
Функции
Базовая часть инструкции, в которой содержится исчерпывающий список профессиональных обязанностей. Их можно разделить на три группы:
- Специальные — обязательны для конкретной должности на любых предприятиях.
- Вспомогательные — объем зависит от трудовой политики работодателя.
- Базовые — присутствуют в инструкциях для большинства профессий (соблюдение законодательства, норм охраны труда и пр.).
Если сотруднику предоставляется работодателем одежда или инструменты, то отдельно закрепляется обязанность аккуратного обращения с ними.
Ответственность
В разделе содержатся основания для привлечения сотрудника к ответственности за нарушения, совершенные в процессе работ. Описание дается в общем ключе, поскольку мера наказания, как и степень вины сотрудника, определяется на основе действующего законодательства. Поскольку законодательные процедуры сложны, а их объем не позволяет описать в инструкции все нюансы, раздел ограничен несколькими параграфами, включающими минимум конкретики.
Права
В разделе содержится перечень возможностей, предоставленный сотруднику его нанимателем. Этот список выступает в роли дополнения к правам, которые предоставлены работнику действующим Трудовым кодексом в 21 статье.
Для специалистов, задействованных в операциях с высокими рисками, отдельно указывают право прекращать работу в случае обнаружения проблем с безопасностью.
После составления должностная инструкция проходит определенный порядок утверждения:
- Согласование с юристом и руководителем кадровой службы.
- Согласование с заместителями главы организации и профильными специалистами.
- Сбор подписей менеджеров и специалистов, принимавших участие в согласовании инструкции.
- Визирование главой организации-работодателя.
Окончательно инструкция приобретает правовой характер после её подписания самим сотрудником при его трудоустройстве.