Профессиональный стандарт менеджера по продажам необходим работодателям для определения спектра операций продажников и выявления их квалификации.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта менеджера по продажам .doc
Нормативные акты по профстандартам
В Федеральном законе 122-ФЗ, утвержденном в 2015-м году, содержатся основные положения, регулирующие обязательное и добровольное применение профстандартов.
Обязательное применение необходимо в случаях, когда:
- Для определенной должности законодательно указаны квалификационные параметры (ст. 195.3 ТК РФ).
- Для профессии указаны в трудовом законодательстве ограничения или права на льготы и компенсации (ст. 57 ТК РФ).
- Работодатель принадлежит государству или имеет бюджетную форму собственности (Постановление Правительства РФ №584).
В остальных случаях работодатель может использовать профстандарты на добровольной основе для определения квалификационных параметров (ч. 2. ст. 195.3 ТК РФ). Также их применение может принести следующие выгоды:
- Помочь в создании системы параметров, на базе которых проводится оценка персонала.
- Актуализировать трудовую документацию, что необходимо для профилактики споров с государственными контролирующими организациями.
- Создать основу для массовой оценки и последующей аттестации сотрудников.
- Определить потребность в специалистах, которым необходимо повысить свой профессиональный уровень.
Важно подчеркнуть, что эти и прочие преимущества работодатель получает на надежной нормативной основе, благодаря профстандартам, пользующимся значительной поддержкой государственных организаций.
Внимание! Минтруд отдельно разъяснил основные аспекты действия профстандартов в Письме №14-0/10/В-2253.
Особенности профстандарта для менеджера по продажам
Профстандарт 06.029, содержащий описание деятельности менеджеров по продажам информационных систем, может быть применён к деятельности продажников из любой отрасли. Он включает четыре части.
В первом разделе указаны цель профессии, её отношение к группам и видам экономической деятельности.
Вторая часть включает функциональную карту профессии. В ней перечислены шесть обобщенных трудовых функций. Каждая из этих функций включает более простые функции (составляющие), которых насчитывается 25 штук. К примеру, обобщенная функция по продаже типовых решений включает четыре составляющие:
- поиск потенциальных клиентов;
- подготовку предложений о покупке и сопутствующей коммерческой документации;
- установление и поддержание взаимодействия с действующими клиентами;
- контроль за качеством поставляемой продукции.
В третьей части содержится более подробная характеристика всех функций и составляющих. По каждой обобщенной функции дана следующая информация:
- возможные наименования специалистов по продажам, готовых к данной работе;
- требования к их образованию и опыту;
- дополнительные правила по их допуску к работе;
- прочие сведения.
Так, для упомянутой функции по продаже типовых решений приведены:
- шесть классов специалистов, готовых её выполнять – менеджер по продажам, специалист отдела продаж и пр.;
- образование – высшее или среднее, также требуется профильное дополнительное обучение;
- опыт – от полугода в сфере соответствующих продаж.
Для каждой составляющей имеются следующие данные:
- трудовые действия;
- знания и умения, нужные для их выполнения.
К примеру, для составляющей по поиску потенциальных клиентов приведены:
- десять операций, совершаемых менеджером по продажам в рамках этой составляющей – сбор данных по клиентам, ведение баз данных по ним и пр.;
- шесть нужных практических навыков – ведение коммерческих переговоров, обработка больших массивов данных и пр.;
- теоретические знания в 11 областях – основы психологии, деловой этики и т.д.
Вся информация, содержащаяся в разделе, помогает работодателю определить функции менеджера по продажам и ожидаемый уровень его квалификации.
В заключительной части документа даны сведения по организациям, принимавшим участие в его составлении.
Внимание! Такие аспекты работы, как полномочия, льготы, потенциальная ответственность за нарушения, разобраны в должностной инструкции.
Внедрение профстандартов в документооборот работодателя
Внедрение профстандартов в кадровое делопроизводство обычно проходит следующие этапы:
- Создание регламента, в котором разбираются основные параметры внедрения: сроки, планы, ответственные лица, затрагиваемые должности и работники.
- Анализ отраслевой специфики деятельности компании-работодателя и её персонала.
- Изменение кадровой документации с помощью соответствующих профстандартов.
- Закрепление на основе обновленной документации требований к уровням квалификации сотрудников.
- Преобразования в организационной составляющей деятельности компании: перераспределение обязанностей, внедрение новых позиций и пр.
После завершения комплекса этих преобразований управленцы компании приобретут новые инструменты по контролю деятельности подчиненных. Так, если какой-то менеджер по продажам не будет подходить под требования, изложенные в профстандарте, то его можно будет отправить проходить дополнительное обучение.