Расписка в получении денег за квартиру – это официальная бумага, в которой наймодатель или продавец подтверждает, что получил от контрагента денежные средства за наём или продажу жилого помещения в многоквартирном жилом доме. В рамках настоящего текста мы рассмотрим юридическое значение подобной расписки, расскажем, как правильно её составить.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк расписки в получении денег за квартиру .docxСкачать образец расписки в получении денег за квартиру .docx
Сделки с квартирой
Сделки с квартирами, совершаемые физическими лицами, всегда должны оформляться в виде договора. Так, граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеют право продавать и покупать квартиры, сдавать их в наём и снимать. Многие по ошибке именуют наём арендой, хотя Гражданский кодекс РФ идентифицирует эти сделки как абсолютно различные. Наём предполагает исключительно проживание, а аренда – осуществление предпринимательской деятельностью.
Если договор по своей природе лишь выражает лишь намерения сторон совершить те или иные юридически значимые действия, то вот расписка сможет подтвердить действительность их совершения. Так, например, наймодатель передаёт нанимателю не только право проживания в квартире, но также и ключи от жилого помещения, а тот в свою очередь передаёт денежные средства в той сумме, на которой они условились.
Когда составлять расписку
Расписку составляют на завершающем этапе сделки, когда стороны уже утвердили все условия, готовы приступить к совершению конклюдентных действий. Если в случае с куплей-продажей квартиры сделка регистрируется в кадастровом реестре, а ипотека оформляется в банке, то есть имеются гаранты исполнения обязательства в лице кредитной организации и государственного ведомства, то вот наём не требует совершения дополнительных регистрационных действий.
Во избежание возникновения проблем с наймодателем опытные юристы рекомендуют составлять расписки при каждом приёме-передаче денежных средств. Этот документ способен подтвердить сам факт оплаты определённого периода найма, сделает невозможным выдвижение требования со стороны наймодателя.
В принципе, если расчёт между контрагентами происходит в безналичной форме, посредством перевода с одного банковского счёта на другой, в теории можно обойтись и без расписок, так как все транзакции будут зафиксированы в банке. Если дело дойдёт до суда, на заседании поднимутся эти документы, а судья сделает определённые выводы.
Как заверить
Передача любых денежных средств должна быть оформлена документально, заверяться автографами участвующих лиц. Расписка в получении пишется от лица наймодателя или продавца квартиры, получившего аванс или всю денежную сумму в наличной или безналичной форме. Гражданский кодекс РФ не обязывает граждан в обязательном порядке заверять расписки у нотариуса, однако и не запрещает этого. Обращаться к нотариусу или же нет – решают сами участники сделки.
Виза нотариуса придаст расписке, как и всей сделке в целом, дополнительной юридической значимости. Контрагентам будет крайне проблематично оспорить факт приёма-передачи денег за квартиру в судебном порядке.
Отметим, что услуги нотариуса стоят денег, обращаться к нему при каждом приёме-передаче денег за наём помещения будет крайне нецелесообразно. Существует и альтернативный способ придания расписке дополнительной юридической силы. Речь идёт о свидетельских показаниях. Если деньги были переданы в присутствии третьих лиц, не являющихся участниками сделки, а они в свою очередь заверили бумагу своими автографами, юридическая сила расписки значительно возрастёт.
Форма расписки
Расписка в получении денег за квартиру как самостоятельный документ не упоминается ни в одном нормативном акте, вследствие чего и не существует никаких общеобязательных унифицированных бланков для её составления. Граждане вольны оформить официальную бумагу так, как им того хочется, в свободной форме. Здесь следует руководствоваться общими правилами делового документооборота, положениями ГК РФ о свободе договора, простой письменной форме договора.
Расписка обычно пишется от руки на чистом листе формате А4 или страничке блокнота, однако, при наличии возможности допускается воспользоваться компьютером и принтером.
Инструкция по составлению расписки
Расписка составляется от лица того, кто получил денежные средства. В нашем случае это будет продавец или наймодатель. Человек прописывает свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки. Далее разъясняем условия соглашения и обстоятельства, при которых происходит приём-передача денежных средств. Потребуется указать, за что конкретно уплачиваются деньги.
Следующим шагом исполнитель подтверждает, что действительно получил на руки денежные средства в твёрдой сумме, отказывается от права их требования, претензий к контрагенту не имеет. Крайне важно отметить дату составления официальной бумаги. В случае с наймом оставим также период, за который и оплачивается денежная сумма. Как правило, расписку составляют в тех случаях, когда наниматель оплачивает несколько периодов наперёд (три месяца, полгода, год).
Итоговый вариант расписки заверяется автографом её автора, передаётся на хранение покупателю или нанимателю.
Общий срок исковой давности согласно Гражданскому процессуальному кодексу. Если между сторонами договора обострятся отношения, расписка выступит страховкой для одного из участников сделки.
Примерный образец