Жалоба на руководителя – документ, который содержит в себе информацию о нарушениях руководителем прав и законных интересов работника. Так, данный документ составляется в форме обращения, в котором гражданин просит компетентный орган восстановить его права и привлечь нарушителя к ответственности.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк жалобы на руководителя .docxСкачать образец жалобы на руководителя .docx
Содержание жалобы на руководителя не во многом, но все же зависит от специфики деятельности предприятия, компании или организации. Однако следует иметь в виду, что в основном причинами появления недовольств со стороны работника выступают наиболее общие случаи нарушения трудовых и иных прав со стороны руководителя.
В каких случаях имеет место подача жалобы
Жалоба на руководителя подается только в тех случаях, когда имело место нарушение прав и интересов работника. При этом, причиной может послужить как действие, так и бездействие руководящего лица. Чтобы понять смысл существования данной жалобы, следует остановиться на наиболее распространенных причинах, которые влияют на недовольства сотрудника:
- несоблюдение руководителем своих должностных обязанностей, которые предусмотрены трудовым кодексом и должностной инструкцией;
- принудительный труд сотрудника (в том числе, под угрозой наказания и увольнения);
- задержка и невыплата заработной платы;
- необоснованные штрафы и лишения;
- нарушения руководителем коллективного договора;
- ненормированный рабочий день без положенной компенсации;
- грубое и предвзятое обращение;
- неисполнение распоряжений вышестоящего руководства и т.п.
Вышеперечисленные примеры выступают лишь в качестве часто встречаемых на практике оснований для подачи коллективной жалобы на руководителя. Однако, причинами недовольств коллектива могут послужить и другие факторы, затрагивающие права и интересы граждан.
Таким образом, резюмируем: основаниями для подачи коллективной жалобы могут послужить действия или бездействия руководителя, которые каким-либо образом нарушают законные права коллектива сотрудников.
Куда и как подается
Жалобы в отношении руководителя можно условно классифицировать на несколько видов: внутренние и внешние. Так, внутренние жалобы подразумевают обращения гражданина внутри организации, то есть, обращения, не выходящие за пределы компании. Во втором же случае, жалоба сразу же направляется в компетентный надзорный орган, который в последующем принимает решение о привлечении к ответственности лица, являющегося объектом обращения.
Говоря о процессе подачи жалобы на руководителя, следует отметить, что существует несколько способов:
- путем передачи документа лично в руки (нарочный способ);
- посредством передачи жалобы через приемную вышестоящего руководства (в случае если не удается напрямую осуществить контакт с вышестоящим руководством);
- путем отправления документа по почте через почтовое отделение (в таком случае направляется заказное письмо с уведомлением, а после прибытия письма вручается уведомление о вручении);
- при помощи электронной почты (формируется письмо и прикрепляется подписанный всеми членами коллектива отсканированный документ в формате PDF).
В случае же направления жалобы в компетентные органы (трудовую инспекцию, полицию, прокуратуру), можно воспользоваться теми же способами, что перечислены выше, но самым распространенным вариантом является почтовое отправление. Популярность этого способа обуславливается его надежностью и распространенностью среди населения.
Форма документа
Говоря о жалобе на руководителя, следует отметить, что ее можно составлять в свободной форме. Однако необходимо соблюдать ряд условий, которые также влияют на принятие жалобы к рассмотрению и в последующем, принятие решения о привлечении руководителя к ответственности:
- читабельность – жалоба должна быть составлена таким образом, чтобы её содержание было доступным для прочтения (если документ составлен от руки). При этом немаловажна структура построения текста, при которой адресату будет понятна суть происходящего. Поэтому необходимо в точности описать ситуацию и обратить внимание на все детали, которые могут влиять на принятие решения о привлечении руководителя к ответственности;
- достоверность сведений — означает использование только тех фактов, которые являются проверенными. В противном случае, неподтвержденные обстоятельства могут оказаться клеветой и обратить процесс в обратную сторону;
- деликатность — такой аспект предполагает изложение своей мысли деловым способом. То есть, в данном случае деликатность подразумевает отсутствие жаргонизмов и ненормативной лексики.
Таким образом, ориентируясь на данные требования, вероятность того, что жалоба будет рассмотрена, а далее будут приняты необходимые меры, возрастает.
Структура документа
Под структурой документа понимаются некоторые составляющие элементы, без которых жалоба на руководителя не будет соответствовать правилам документооборота. Поэтому крайне важно составить документ надлежащим образом, отразив в нем все необходимые аспекты в хронологическом порядке.
Итак, жалоба на руководителя должна содержать в себе следующие сведения:
- во-первых, в правом верхнем углу составляется шапка документа. В ней необходимо отразить фамилию и инициалы руководителя, на которого подается жалоба. Затем, указывается орган или фамилия и инициалы вышестоящего руководства или компетентного органа, на адрес которого направляется документ, после чего прописываются данные о заявителе;
- во-вторых, посередине указывается наименование документа (к примеру, жалоба на руководителя отдела продаж Борошенко Тимофея Алексеевича);
- в-третьих, в содержании документа указывается подробное описание обстоятельств, которые послужили причиной для подачи жалобы;
- в-четвертых, выражается просьба о том, чтобы вышестоящее руководство или надзорный орган оказали воздействие на руководителя, в отношении которого направлена жалоба;
- в-пятых, ставится дата написания жалобы и подпись заявителя.
Образец документа:
Генеральному директору ООО «Юридические консультации»
Петрову Николаю Васильевичу
123000, г. Пермь, ул. Луговая, 4Д
от младшего юрисконсульта
ООО «Юридические консультации»
Мальцевой Екатерины Евгеньевной
Жалоба на руководителя юридического отдела
Баранова Василия Павловича
Я, Мальцева Е.Е., работаю младшим юрисконсультом в ООО «Юридические консультации» с 1 марта 2025 года. За время работы в данной организации, руководителем юридического отдела неоднократно нарушались мои права. В частности, загрузка работой и нарушение нормированного рабочего дня без компенсации. На выраженные мною недовольства руководитель грозил уволить меня и дать отрицательную характеристику обо мне, распространяя слухи о моей некомпетентности.
На основании сказанного прошу провести проверку и предпринять меры по устранению нарушений.
Дата подачи жалобы «12» ноября 2026 г.
Подпись _________/_________
Заключение
Документ необходимо составлять в двух экземплярах. Один образец отправляется в адрес надзорного органа, второй остается у отправителя.