На основании сведений из бухотчетности можно до заключения контракта на сотрудничество уже составить представление о будущем партнере. Самое простое – найти компанию на сайте Росстата и проанализировать ее.
Анализ баланса. Внеоборотные активы предприятия
Прежде всего, смотрите строку по внеоборотным активам компании. Есть организации, у которых в этом разделе баланса стоит ноль. Это говорит о том, что организация не имеет ни оборудования, ни помещений, ни автомобилей, никакой производственной техники, товарного знака и проч.
Для некоторых сфер деятельности это норма. Например, если компания занимается торговлей, то вполне приемлемо, что здание она арендует, для перевозок и поставки товаров нанимает перевозчиков. Но если речь о юридическом лице, которое занимается производством, отсутствие внеоборотных активов сразу настораживает.
Теоретически, производственные предприятия тоже могут арендовать здания и другие объекты, не имея собственных. Но такая ситуация чаще всего исключение, а не правило. Фирма без внеоборотных средств может оказаться «однодневкой» или же недобросовестной перед надзорными органами – например, может таким способом укрываться от налоговых платежей, оформляя собственное имущество на другие фирмы.
Оборотные активы
Первым делом проанализируйте запасы. К ним относятся не только материалы, но и готовая продукция. Если запасы каждый период растут, это может означать затоваривание, когда компании не удается реализовать продукцию и она копится на складах. Это может происходить из-за того, что спрос на продукцию упал, а следовательно, снизился охват рынка. При сотрудничестве с таким контрагентом могут быть серьезные финансовые трудности.
Следующее направление анализа – дебиторская задолженность. Если с течением времени в балансе вы видите увеличение этого показателя, это означает, что объем реализации растет, с ним растет и выручка, однако, деньги в компанию не поступают. Долги перед фирмой растут. Чем выше объемы дебиторской задолженности, тем меньше вероятность оплаты и покрытия этих долгов. Спустя время образуется кассовый разрыв. Это приведет к странной ситуации: продукция реализуется, прибыль на бумаге вроде как есть, а денег по факту не хватает, поскольку они в реальности не поступают на счета и не могут использоваться.
Еще одно важное направление – денежные средства и эквиваленты. Если видим, что эта цифра идет вниз, это не значит, что все плохо. Любая развивающаяся компания осуществляет инвестиции сама в себя, в свое развитие и совершенствование – покупает новейшее оборудование, инвентарь, проводит маркетинговые исследования и разработки, вкладывает в рекламу своей продукции и т. д.
Анализируем пассивы
Сначала анализируем размер уставного капитала. Всем известно, что минимально допустимый размер УК для ООО – десять тысяч рублей, а потому очень редко он бывает больше. Если видим в балансе, что уставный капитал превышает минимальную планку, это говорит о благонадежности и добросовестности потенциального партнера.
Следующее, что нужно проверить – нераспределенную прибыль. Здесь вопрос спорный. Между деньгами и прибылью есть большая разница. По сути, прибыль формируется из выручки путем вычета расходов.
При этом выручку мы отражаем даже ту, которая по факту нам еще не поступила, о отгрузка продукции заказчикам уже произведена. Поэтому выручка — это не только денежные средства, которые действительно поступили в кассу или на расчетный счет, но и долги в виде дебиторки.
Следующие статьи, на которые следует обратить внимание – заемные средства и задолженность кредиторов (раздел 4 и раздел 5 баланса). Если два эти показателя увеличиваются, можно сделать вывод о том, что организация берет дополнительные кредитные средства, не рассчитавшись за старые. Или может быть другой вариант – у такой компании может увеличиваться долг перед поставщиками или своими сотрудниками по оплате труда. Эти факторы свидетельствуют о неплатежеспособности организации.
Отрицательным моментом будет и то, если по балансу увидите, что кредиторская задолженность увеличивается вместе с дебиторской. Идеальный вариант, когда дни погашения этих двух видов задолженности совпадают. Допустим, 5 число каждого месяца – день платежа по кредиту и 5 числа ваш клиент перечисляет оплату за поставленный ранее товар.
В этом случае кассового разрыва не возникает. Но когда и дебиторская, и кредиторская задолженности растут одновременно, контролировать кассовый разрыв все сложнее. Наступает 5 число – платежная дата по кредиту, а деньги от клиента так и не поступили. Эти моменты нарастают снежным комом и мешают дальнейшему продвижению компании.
На основании данных баланса можно произвести расчет стоимости чистых активов организации. В том случае, если чистые активы окажутся меньше 0, это говорит о том, что у вашего потенциального контрагента в принципе нет нужного объема имущества и активов, чтобы покрыть свои долги. Следовательно, при кризисных ситуациях, он будет не в состоянии исполнить свои обязательства и перед вами.