Анализ потенциальных контрагентов на основании данных из бухгалтерской отчетности

4338
Ведущая рубрики
Балаклицкая Елена Николаевна
Главный бухгалтер со стажем работы более 15 лет
Ведущая рубрики «Говорит бухгалтер»

На основании сведений из бухотчетности можно до заключения контракта на сотрудничество уже составить представление о будущем партнере. Самое простое – найти компанию на сайте Росстата и проанализировать ее.

Анализ баланса. Внеоборотные активы предприятия

Прежде всего, смотрите строку по внеоборотным активам компании. Есть организации, у которых в этом разделе баланса стоит ноль. Это говорит о том, что организация не имеет ни оборудования, ни помещений, ни автомобилей, никакой производственной техники, товарного знака и проч.

Для некоторых сфер деятельности это норма. Например, если компания занимается торговлей, то вполне приемлемо, что здание она арендует, для перевозок и поставки товаров нанимает перевозчиков. Но если речь о юридическом лице, которое занимается производством, отсутствие внеоборотных активов сразу настораживает.

Теоретически, производственные предприятия тоже могут арендовать здания и другие объекты, не имея собственных. Но такая ситуация чаще всего исключение, а не правило. Фирма без внеоборотных средств может оказаться «однодневкой» или же недобросовестной перед надзорными органами – например, может таким способом укрываться от налоговых платежей, оформляя собственное имущество на другие фирмы.

Оборотные активы

Первым делом проанализируйте запасы. К ним относятся не только материалы, но и готовая продукция. Если запасы каждый период растут, это может означать затоваривание, когда компании не удается реализовать продукцию и она копится на складах. Это может происходить из-за того, что спрос на продукцию упал, а следовательно, снизился охват рынка. При сотрудничестве с таким контрагентом могут быть серьезные финансовые трудности.

Следующее направление анализа – дебиторская задолженность. Если с течением времени в балансе вы видите увеличение этого показателя, это означает, что объем реализации растет, с ним растет и выручка, однако, деньги в компанию не поступают. Долги перед фирмой растут. Чем выше объемы дебиторской задолженности, тем меньше вероятность оплаты и покрытия этих долгов. Спустя время образуется кассовый разрыв. Это приведет к странной ситуации: продукция реализуется, прибыль на бумаге вроде как есть, а денег по факту не хватает, поскольку они в реальности не поступают на счета и не могут использоваться.

Еще одно важное направление – денежные средства и эквиваленты. Если видим, что эта цифра идет вниз, это не значит, что все плохо. Любая развивающаяся компания осуществляет инвестиции сама в себя, в свое развитие и совершенствование – покупает новейшее оборудование, инвентарь, проводит маркетинговые исследования и разработки, вкладывает в рекламу своей продукции и т. д.

Анализируем пассивы

Сначала анализируем размер уставного капитала. Всем известно, что минимально допустимый размер УК для ООО – десять тысяч рублей, а потому очень редко он бывает больше. Если видим в балансе, что уставный капитал превышает минимальную планку, это говорит о благонадежности и добросовестности потенциального партнера.

Следующее, что нужно проверить – нераспределенную прибыль. Здесь вопрос спорный. Между деньгами и прибылью есть большая разница. По сути, прибыль формируется из выручки путем вычета расходов.

При этом выручку мы отражаем даже ту, которая по факту нам еще не поступила, о отгрузка продукции заказчикам уже произведена. Поэтому выручка — это не только денежные средства, которые действительно поступили в кассу или на расчетный счет, но и долги в виде дебиторки.

Следующие статьи, на которые следует обратить внимание – заемные средства и задолженность кредиторов (раздел 4 и раздел 5 баланса). Если два эти показателя увеличиваются, можно сделать вывод о том, что организация берет дополнительные кредитные средства, не рассчитавшись за старые. Или может быть другой вариант – у такой компании может увеличиваться долг перед поставщиками или своими сотрудниками по оплате труда. Эти факторы свидетельствуют о неплатежеспособности организации.

Отрицательным моментом будет и то, если по балансу увидите, что кредиторская задолженность увеличивается вместе с дебиторской. Идеальный вариант, когда дни погашения этих двух видов задолженности совпадают. Допустим, 5 число каждого месяца – день платежа по кредиту и 5 числа ваш клиент перечисляет оплату за поставленный ранее товар.

В этом случае кассового разрыва не возникает. Но когда и дебиторская, и кредиторская задолженности растут одновременно, контролировать кассовый разрыв все сложнее. Наступает 5 число – платежная дата по кредиту, а деньги от клиента так и не поступили. Эти моменты нарастают снежным комом и мешают дальнейшему продвижению компании.

На основании данных баланса можно произвести расчет стоимости чистых активов организации. В том случае, если чистые активы окажутся меньше 0, это говорит о том, что у вашего потенциального контрагента в принципе нет нужного объема имущества и активов, чтобы покрыть свои долги. Следовательно, при кризисных ситуациях, он будет не в состоянии исполнить свои обязательства и перед вами.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ