Составляя вакансию на должность, приходится думать о двух, на первый взгляд, взаимоисключающих целях: привлечение большого количества кандидатов, чтобы была возможность выбора, и отсечение неподходящих для определенной должности соискателей. Задача сложная, но вполне достижимая. Успех начинается с четкого понимания, какой специалист нужен фирме.
Что понимается под вакантной должностью?
Вакансии и соискатели: простые истины
Объявление о вакансии – такая же реклама, как и любая другая, визитка компании, занятой поисками нового сотрудника. Определившись с требованиями к соискателю, остается придать им форму, которая привлечет нужного человека. На что обращает внимание соискатель, просматривая текст вакансии?
Можно ли отказать в приеме на работу, ссылаясь на отсутствие вакансии в организации?
Прежде всего, это:
- оплата труда;
- условия труда;
- круг обязанностей.
Очевидно поэтому вакансии, содержащие фразы: «хорошая оплата», «зарплата по результатам собеседования», «достойная зарплата» серьезных соискателей привлечь не могут – в них нет конкретной информации.
Как отразить в штатном расписании вакантные должности?
Сухо и жестко изложенные требования и обязанности, без привлекательно описанных преимуществ работы, перспектив для будущего сотрудника также малоинтересны.
Оплата труда, указанная в объявлении, должна соответствовать должности, при этом наименование должности должно быть сформулировано корректно. Недопустимо, например, для заместителя руководителя указывать уровень заработной платы менеджера. В то же время, если компании нужен именно менеджер, вписывать в текст вакансии более «громкую» должность, надеясь привлечь подходящего кандидата, ошибочно.
Вопрос: Свидетельствует ли для целей доначисления НДФЛ о выплате неофициальной зарплаты то обстоятельство, что ее размер ниже указанного в объявлениях о вакансиях (заявках в центр занятости) (ст. ст. 209, 123 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Объявление о вакансии должно учитывать психологические, возрастные особенности потенциальных кандидатов. К примеру, если компания делает ставку на заполнение вакансий молодыми людьми для работы курьерами, официантами, для проведения рекламных компаний, целесообразно отойти от официальных формулировок, составить текст в неформальном ключе, дозировано использовать юмор, образные выражения. Каждый раз, составляя вакансию, специалист кадровой службы должен видеть перед собой усредненный портрет соискателя, учитывать его нюансы, активно использовать эту информацию в тексте.
Из чего состоит правильная вакансия
Даже объявление с привлекательными для соискателей условиями может давать нулевой эффект, если информация в нем подана хаотично, не структурирована.
Вопрос: Работодатель предлагает работнику временно выполнять работу по вакантной должности в организации, до момента приема на работу соответствующего работника. Имеет ли работник право на получение оклада по замещаемой должности? В каком порядке работник должен быть оформлен (совместительство, увеличение объема работ)?
Посмотреть ответ
Структура вакансии состоит из нескольких блоков:
- Наименование вакансии. Оно должно отражать суть работы, чтобы у соискателя не возникало вопросов, чем он будет заниматься, заняв это место. Наименование может отличаться от формулировки в штатном расписании. Название, сложившееся в рыночной среде, будет лучшим, наиболее привлекательным, вариантом.
- Краткая информация о фирме. Обязательно должна присутствовать, не занимая при этом слишком много текста из общего объема. Важно сообщить наиболее привлекательные факты деятельности фирмы в двух-трех емких фразах средней длины («наша компания — первый в России производитель продукта …», «мы сотрудничаем с одной из крупнейших компаний, оказывающей услуги…», «в нашей компании трудятся более 600 человек»).
- Причина. Соискателей всегда волнует вопрос, почему вакансия возникла: уволился ли сотрудник, уволен ли администрацией или это новая должность. Блок целесообразно заполнить максимально правдивой, сформулированной корректно информацией, например: «в связи с открытием нового пошивочного цеха», «в связи с расширением отдела продаж».
- Обязанности и задачи. Здесь лучше всего указать не только обязанности будущего сотрудника как таковые, но и цели на перспективу, например: разработка новой системы оплаты труда в организации, увеличение конверсии сайта на определенное число процентов.
- Требования к кандидату. Хорошая вакансия содержит два ряда требований: обязательный минимум и список достаточных требований. В некоторых случаях целесообразно не ограничивать жестко требования, например, касающиеся стажа – «требуемый опыт работы – 5 лет». Грамотные специалисты с 4-летним, 6-летним стажем могут проигнорировать вакансию. Одно из условий успеха в данном случае – реалистичный подход и понимание, что идеальных кандидатов не существует, а увеличение числа обязательных требований ведет к ограниченности выбора среди откликнувшихся соискателей.
- Условия работы и оплата. Один из самых значимых блоков, привлекающий пристальное внимание соискателей. Уверенность в надежности фирмы кандидату может внушить упоминание об оформлении по ТК РФ, предоставлении соцпакета, возможности получения бонусов плюсом к окладу, возможности обучения за счет компании новым навыкам. Если фирма готова предоставлять возможность работать удаленно, стоит включить это в текст вакансии. Для кандидатов на место, где используется всесезонный физический труд, может быть важна информация об отапливаемом рабочем помещении зимой; для претендующих на должность разъездного характера – о корпоративной связи. Информацию о заработной плате следует указывать так, чтобы она воспринималась однозначно, важно избегать большого разброса в цифрах, если указывается интервал доходов.
В завершение правильным будет добавить призыв к действию, который выражается в просьбе позвонить по указанному телефону компании, отправить резюме по факсу или на электронную почту, сообщениях вида: «Мы ждем вас».
При составлении вакансии стоит обращать внимание на расположение блоков, визуальное восприятие текста. Наиболее важную, привлекательную информацию в тексте обязательно следует выделить. Специалисты советуют также не злоупотреблять аббревиатурами и сокращениями. Перед публикацией текст проверяется на опечатки и логические ошибки. Они способны резко снизить уровень доверия к компании.
Важно! При составлении вакансии обратите внимание на соответствие требований законодательству РФ. Текст, в котором содержится упоминание о внешнем виде, поле, расе, религии, постоянной регистрации как о критериях отбора, противоречат Конституции и ТК РФ. Соискатель не может быть ограничен либо иметь преимущественные права в поиске работы по иным признакам, кроме его деловых качеств (ТК РФ, ст. 3).
Как усилить эффект?
Максимально повысить интерес к вакансии можно, используя простые приемы, усиливающие эффект текста:
- Использование слоганов, лозунгов. Они служат для быстрого привлечения внимания кандидата, характеризуют наиболее выгодные пункты всей вакансии. Например: «Стабильная работа в надежной компании. Наша продукция всегда пользуется спросом» (спичечное, алкогольное производство, производство моющих средств). Такие фразы, как правило, выделяются в тексте более крупным шрифтом, цветом и предшествуют блокам основного текста.
- Использование логотипа компании, тематических рисунков. Если текст вакансии дополняется рисунком, его размещают в первую очередь, затем – слоган. В некоторых случаях целесообразно размещать схему проезда до места собеседования. Она должна быть легко читаемой и понятной.
- Фотографии производственного, рабочего процесса, корпоративного отдыха. Такие фотоотчеты соискатель воспринимает как знак открытости, дружелюбия коллектива. Вакансии с фото способны значительно увеличить число откликов на них.
- Контакты и действия. Указывайте все возможные контакты, не ограничиваясь только телефонным номером или электронным адресом. Шансы на отклик значительно повысятся, если рядом с контактом будет указана конкретная фамилия, имя ответственного за проведение собеседования. Если время подачи резюме ограничено определенными сроками, следует их обозначить, чтобы соискатель знал, как ему действовать.
- Размещение объявлений на специализированных сайтах, журналах по трудоустройству. Даст больше эффекта, нежели размещение на универсальных досках объявлений, даже крупных и «раскрученных».
Итоги и выводы
- Правильно оформленная вакансия должна быть ориентирована на определенную группу потенциальных соискателей, с учетом ее социальных особенностей.
- Вакансия может быть составлена и неформально, но злоупотребление этим приемом может дать обратный эффект.
- Объявление о поиске кандидата на должность должно быть структурировано по блокам. Соискателей в первую очередь заинтересуют обозначенный уровень оплаты труда, обязанности и условия труда.
- Для привлечения максимального числа кандидатов текст можно усилить рекламными слоганами, графическими изображениями, включить в него информацию, помогающую быстро выйти на контакт с представителем компании.